25.04.2008 07:00
Власть

Депутаты избавят правительство от избыточных полномочий

Правительство избавится от части своих функций
Текст:  Тамара Шкель
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4648)
Читать на сайте RG.RU

Депутаты намерены избавить правительство России от избыточных полномочий.

Председатель Комитета ГД по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Плигин и его первый заместитель Александр Москалец внесли в нижнюю палату проект федерального закона, который спускает ниже по вертикали власти - в министерства, федеральные агентства и службы - более 500 правительственных полномочий.

Сейчас, как поясняют авторы законодательной инициативы, за правительством закреплено более 3000 полномочий регулятивного, исполнительно-распорядительного и контрольного характера. При этом значительную часть этих функций фактически осуществляют федеральные министерства, агентства и службы. Они разрабатывают проекты нормативных правовых актов правительства, обеспечивают реализацию государственной политики в своих сферах, следят за соблюдением законодательства. Потом все отправляется на второй круг - в правительство, которому приходилось доходить до каждой мелочи, к примеру, утверждать порядок выдачи временного удостоверения личности гражданина на период оформления паспорта, форму анкеты, которую нужно заполнять при поступлении на муниципальную службу, или форму разрешения на строительство, устанавливать порядок бесплатного посещения музеев и образец надгробия, сооружаемого на могиле Героя или полного кавалера ордена Славы.

Депутаты рассудили, что подобное дублирование ни к чему. Министерства, агентства, службы вполне могут справиться с подобной работой сами, без согласований и утверждений на более высоком уровне. Кстати, они и создавались для того, чтобы разделить с правительством груз забот, но оказались дополнительным звеном. В том, что получилось именно так, отчасти виноваты и законодатели. Они желали законов прямого действия, но принимали такие, что не могли начать действовать без нормативно-правовых актов, которые предлагалось подготовить правительству. Как считают Владимир Плигин и Александр Москалец, передача отдельных полномочий правительства федеральным органам исполнительной власти повысит их самостоятельность и расширит возможности в достижении стоящих перед ними задач, ускорит принятие необходимых нормативных правовых актов. Кабинет министров тем временем сможет сосредоточиться на решении важнейших вопросов социально-экономического развития страны. Законопроект не затрагивает компетенцию правительства в сфере обороны, безопасности и охраны общественного порядка. По вертикали - в конкретные отраслевые федеральные органы исполнительной власти - будут переданы полномочия в таких сферах общественных отношений, как государственное управление и местное самоуправление, образование и наука, охрана здоровья, градостроительство, строительство и жилищные отношения, сельское хозяйство, пенсионное обеспечение и социальная защита граждан, культура и другие. Авторы законопроекта предлагают освободить правительство от обязанности устанавливать порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций, утверждать приоритетные для наукограда направления научной, научно-технической, инновационной деятельности, устанавливать квалификационные требования, предъявляемые к руководителю финансового органа местной администрации и т.д.

Всего в сфере государственного управления и местного самоуправления предусматривается перераспределение более 20 полномочий. В сфере образования и науки еще больше - около 50. Правительству предлагается отказаться от таких полномочий, как определение порядка приема в учебные военные центры, проведения ЕГЭ и учета его результатов, установление критериев и порядка предоставления специальных государственных стипендий, утверждение перечня профессий и специальностей, которые нельзя получить очно или заочно. И определением порядка формирования сборных команд России, участвующих в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам, правительство тоже заниматься не будет.

Более сорока своих полномочий, согласно законопроекту Плигина и Москальца, лишится правительство в сфере охраны здоровья. Минздравсоцразвития будет самостоятельно утверждать перечень социальных показаний для искусственного прерывания беременности, устанавливать правила оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории России, порядок реализации мероприятий по развитию, организации и пропаганде донорства крови, а также определять медицинские и психиатрические противопоказания для той или иной профессиональной деятельности.

Правительству не придется утверждать правила пользования жилыми помещениями, типовой договор социального найма жилья, форму градостроительного плана земельного участка, определять порядок проведения экспертизы зерна и историко-культурной экспертизы, порядок ведения похозяйственных книг и паспорт объекта культурного наследия. Госрегистрации передается от правительства полномочие устанавливать перечень документов, необходимых для регистрации партии, а ФСБ будет устанавливать порядок погребения террористов. Для того чтобы реализовать все эти и другие идеи, которые призваны "разгрузить" кабинет министров и сделать механизм исполнительной власти более мобильным, Владимир Плигин и Александр Москалец предлагают внести изменения в 150 федеральных законов. Однако они считают необходимым сохранить за правительством России контрольные функции, позволяющие следить за работой федеральных органов исполнительной власти, а также право отменять их правовые акты, оказавшиеся негодными, и применять меры ответственности к должностным лицам этих органов. Свой проект перераспределения полномочий по вертикали исполнительной власти депутаты называют технологическим, отвергая предположение, что эта законодательная инициатива связана с предстоящими изменениями в руководстве кабинета министров. По словам Владимира Плигина, с кадровыми вопросами проект закона никак не связан. Речь в нем идет о систематизации функций и системы управления, о необходимости которой давно уже все говорят.

Госуправление Госдума Правительство