26.04.2008 05:00
Общество

В воскресенье в Москве откроется VII Московский Пасхальный фестиваль

В воскресенье в Москве откроется VII Московский Пасхальный фестиваль
Текст:  Ирина Муравьева
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4649)
Читать на сайте RG.RU

По традиции, сложившейся семь лет назад, в Пасхальное воскресенье в Москве будет звучать не только "малиновый звон", но и классическая музыка в исполнении маэстро Валерия Гергиева и Симфонического оркестра Мариинского театра.

VII Московский Пасхальный фестиваль торжественно откроется 27 апреля в Большом зале консерватории, на следующий день начнет движение по городам России, представив 90 концертов в рамках симфонической, хоровой, благотворительной, звонильной и региональной программ, и завершится традиционным опен-эйром Гергиева на Поклонной горе 9 мая и вечерним концертом в Московском доме музыки. Сам инициатор российской музыкальной "Пасхи" в эти дни выступает в Роттердаме, оттуда и рассказал детали предстоящего тринадцатидневного концертного марафона для читателей "РГ".

Российская газета: Вы разве не попрощались в прошлом году с Роттердамским оркестром в качестве его главного дирижера?

Валерий Гергиев: Мне не хотелось так печально расставаться с Роттердамом. Там успешно идет мой ежегодный фестиваль, который я буду продолжать. Планирую повезти в Роттердам новую оперу Александра Смелкова "Братья Карамазовы", премьера которой состоится на фестивале "Звезды белых ночей". Мне сегодня важно знакомить мир с новыми или малоизвестными произведениями русской музыки. В предстоящие три месяца, начиная с Пасхального фестиваля и до окончания "Белых ночей", я буду много выступать в России и, наряду с произведениями Вагнера, Штрауса, Малера, Шенберга, буду, так же, как и на Западе, пропагандировать русскую классику и современную музыку.

Мы сейчас готовим в Мариинском театре сценическую версию "Очарованного странника" Родиона Щедрина, на Пасхальном фестивале исполним фрагменты "Ярославны" Бориса Тищенко и "Братьев Карамазовых" Смелкова. Это огромный и не бесполезный труд, выстраивающий картину русской музыки: от опер Глинки, Римского-Корсакова, Бородина до новейших сочинений.

РГ: А структура и программы нынешнего Пасхального фестиваля реально соответствуют вашим планам или есть то, что не удалось воплотить?

Гергиев: Я думаю, никому не удается реализовать все свои мечты сразу. Для меня главное, что Пасхальный фестиваль обрел известность, что многие с нетерпением ждут этих концертов. Мы сделали в этом году программу с акцентом на симфониях Малера и музыке Римского-Корсакова, 100 лет со дня смерти которого отмечаем. Будут звучать современные сочинения: Анри Дютийо, Щедрина, Смелкова, Тищенко. Моей идеей является и показ в Москве русской оперной классики, не так часто идущей даже России. Мы привозим "Хованщину" и новую постановку "Псковитянки" - спектакли, которые не делались в расчете на модных режиссеров или художников, и в этом я не вижу ничего страшного.

РГ: Оба спектакля - возобновление версий 50-х годов. Это концепт - вернуть на сцену эстетический фундаментализм советского времени?

Гергиев: Может, это и эстетика прошлого, но мы точно не цепляемся ни за сталинизм, ни за стиль советской эпохи. Дмитрий Шостакович и Сергей Прокофьев тоже работали в непростое историческое время и, продолжая дело предшественников, считались советскими композиторами. Мы восстанавливаем спектакли, оформленные Федором Федоровским - крупным русским театральным художником. Что из того, что он жил в сталинскую эпоху? Можно ли сегодня что-то полезное почерпнуть в общении с его театральными работами? Может ли сегодня молодой человек или артист, попадая на спектакль "Хованщина" или "Псковитянка", поразиться сначала мастерству художников нашего прошлого, а уже потом бежать к работами модных дизайнеров и восхищаться новейшими технологиями? И то, и другое должно сосуществовать.

РГ: Нынешний Пасхальный фестиваль открывается в день годовщины со дня смерти Мстислава Ростроповича. Планируете посвящение?

Гергиев: Мы совершенно определенно думаем об этом. Так было в 2002 году, когда открывался Первый Пасхальный фестиваль, и мы посвятили тогда концерт памяти только что ушедшего Евгения Светланова. Ростропович - один из крупнейших музыкантов русской и советской исполнительской школы, блестяще утверждавшей себя в течение всего ХХ столетия во всем мире. Он - часть традиции, часть русской культуры, каждая эпоха которой связана с определенной личностью. Мы этого не забываем.

РГ: Самой трудной частью Пасхальной программы остаются региональные туры. Как ваша давняя идея - охватить фестивалем все регионы России, пересекается с реальным опытом поездок?

Гергиев: Может, она и осуществится когда-нибудь, если будем здоровы. Хотя никаких математических и географических задач перед собой мы не ставим. Основополагающая идея Пасхального - радость общения. И просто так, ради цифр и ярких галочек, я не буду свой великолепный оркестр и великолепную труппу бросать в десятичасовые перелеты, чтобы, прилетая в какой-нибудь отдаленный регион России, люди чувствовали себя дискомфортно. В таких проектах важен общий мажорный тон. Когда мы его чувствуем, мы с удовольствием летим - и в Красноярск, и в Калининград, и в Киев, выступаем при переполненных залах, получаем радость. Но есть регионы, где какой-нибудь чиновник считает, что Мариинский театр пытается внедриться в их спокойную размеренную жизнь, сделать себе пиар. Это просто абсурд: мы все свои награды и звания давно уже получили, и Пасхальный фестиваль проводим исключительно из желания сделать праздник для всех.

РГ: Составляя маршруты региональных поездок, вы учитываете финансовые возможности регионов?

Гергиев: Мы учитываем направления. В этом году у нас будет Краснодар и Владикавказ - южное направление, где у нас сложившиеся связи, изумительное понимание. Мы впервые выступим в Череповце, и, надеюсь, на нашем концерте будут студенты, врачи, педагоги, металлурги, пенсионеры. Чтобы охватить как можно больше людей, мы постараемся сделать два концерта. Для меня и выступления перед представителями аппарата и администрации регионов - не официоз, а надежда, что кому-то из них эти впечатления западут в сердце, что наша встреча станет мощным зарядом для серьезных решений в сфере культуры. Эта несколько утопическая идея не дает мне покоя в течение многих лет.

РГ: Как при всех политических сложностях и перипетиях транзита удается на Пасхальном регулярно принимать коллективы из Грузии?

Гергиев: Для нас принимать музыкантов из Армении, Грузии, Прибалтики, Украины принципиально. Последние десять лет - слишком ничтожная дистанция в истории отношений народов, связанных столетними, двухсотлетними, а иногда и тысячелетними узами. И нельзя, как ошпаренным, убегать от сложившихся веками отношений из-за реплик и заявлений какого-нибудь политика. Мы делаем огромные усилия, чтобы организовать не просто их выступления, а чтобы это было продолжением наших общих культурных традиций. Все знают, что Московский Пасхальный родился из моего короткого эмоционального разговора с Юрием Лужковым и с первого же захода сразу взял свой размах: звонильная программа, Кремль, храмы Москвы, артисты с мировыми именами. Но дело ведь даже не в размахе, а в позитивном посыле фестиваля, в его установившихся традициях. 8 мая в Большом зале консерватории будет исполняться Восьмая симфония Малера, и мы раздаем билеты на этот концерт студентам и малоимущим. Ну где еще в мире на исполнение чуть ли не самого грандиозного произведения из созданных в истории музыки, причем с огромным первоклассным составом исполнителей, билеты почти бесплатно продают? При этом Московская консерватория берет с нас почти полмиллиона рублей за вход в зал.

РГ: А общая ценовая политика фестиваля ориентируется на какую аудиторию?

Гергиев: В регионах мы стараемся сделать по два концерта: один - бесплатный, второй - по билетам, я думаю, в России не все уже нищие. Надо понимать, что для нас эти поездки тоже не дешевые: перелеты, гостиницы, гонорары мировым звездам. В мой день рождения 2 мая мы с друзьями-коллегами планируем провести благотворительный концерт, все средства от которого, включая гонорары артистов, будут перечислены на строительство культурного центра во Владикавказе. Я родился в Москве, а вырос во Владикавказе. И в этот день хочу помочь своему городу. Я не выступал в Осетии много лет: считал лишним и ненужным тревожить и без того очень напряженную, трагическую атмосферу, которая была здесь после 1 сентября 2004 года. Я приезжал в Беслан несколько раз, в том числе и 1 сентября 2007 года, но только не для того, чтобы покрасоваться перед камерами. Сейчас мы впервые с 97-го года выступим во Владикавказе. И я хочу во время выступления сделать конкретный шаг и помочь в продвижении этого проекта. Мы пригласили английского архитектора Нормана Фостера разработать проект первого крупнейшего культурного комплекса на Кавказе. Это тревожный край, и люди, живущие там, очень остро нуждаются во внимании, а народ Осетии после страшной трагедии - особенно. Я надеюсь, нашему проекту никто не будет мешать. Россия должна оставаться страной-лидером в мире, именно поэтому классическая музыка не может отступить у нас на девятые позиции. Я в этом абсолютно убежден, нас много, и мы все делаем для того, чтобы так было.

Образ жизни Музыка