Президент Украины Виктор Ющенко вступил в публичную полемику с премьером Юлией Тимошенко. Необходимость лично поспорить с премьером назревала весь последний месяц. Все происходило на глазах у телезрителей в ходе ежеквартальной пресс-конференции, на которой глава государства общался с народом.
Причиной публичных разборок между президентом и главой правительства стали неразрешимые разногласия между старыми соратниками. Причем подогревала эти настроения именно Тимошенко: она отказывалась исполнять указы президента, говорила о необходимости упразднения его поста. Создалось впечатление, что между силами, входящими в демократическую коалицию, не осталось ничего общего, кроме воспоминаний об "оранжевой революции" - ни в политике, ни в экономике.
Информационные поводы, подтверждающие предположение о том, что между премьером и президентом пробежала не одна черная кошка, появлялись почти каждый день. Ющенко, впрочем, не опускался до публичных склок. А критика действий правительства была делегирована главе секретариата Виктору Балоге и его заместителям. Но поскольку их голос в медийном пространстве звучит не так громко, как заявления Тимошенко, и создавалось впечатление, что она берет верх в информационной войне, то тогда выяснить отношения решил сам президент.
Заранее запланированное общение с киевскими и региональными журналистами в любом случае становится главной новостью если не месяца, то недели. Но если раньше Ющенко обращался по привычке ко всей нации, то теперь почти каждый ответ имел конкретного адресата. И хотя президент избегал произносить фамилию Тимошенко, но она явно читалась в его словах. Ющенко не угрожал, не рассуждал о будущем парламентской коалиции. Но в то же время смог донести до народа свое видение спорных вопросов и вставил несколько "шпилек" в косу Тимошенко.
Масштабную приватизацию, запланированную премьером в том числе и для получения денег на компенсации, Ющенко сравнил с сезонной распродажей в киевском ЦУМе. И объяснил: в мире давно не приватизируют так, как собирается приватизировать Тимошенко. Да и деньги от продажи государственных предприятий пускать на потребление и "тратить на раздачу конфеток", как это намерена сделать премьер, - преступная глупость.
Больше всего критики в адрес не названной персонально Тимошенко содержалось в его ответе на вопрос о конституционной реформе. Глава правительства пошла на открытый конфликт с президентом в этом вопросе, пригрозив сделать из Украины парламентскую республику с помощью парламента, в обход процедуры референдума и Национального конституционного совета. Ющенко напомнил, что такая спешная и непрозрачная редакция конституции уже была проведена в 2004 году и от нее осталась система дисбалансов, которые сейчас он предлагает упразднить. Ющенко предложил Блоку Юлии Тимошенко (БЮТ) и Партии регионов "вылезти из кустов со своими поправками к Конституции" и идти обсуждать их в конституционный совет. Вспомнил он о "прелестях" республиканского строя, отстаиваемого с недавних пор Тимошенко, и о президентской республике, сторонницей которой она была до этого. Произнесенные при этом слова "флюгер", "абориген", "наивность", "политическая целесообразность" содержали негативный смысл, а не работающая по сути Рада, на которую Тимошенко собиралась опереться в борьбе с президентом, была раскритикована в пух и прах. "Это не упрек депутатам, а упрек системе, что мы не имеем незаангажированного парламента. Он у нас политически коррумпированный, сбитый по интересам, далеким от национальных. И потому национальные интересы вторичны", - утверждал Ющенко. И в пику Тимошенко, фонтанирующей в последнее время идеями переустройства Украины и мира, Ющенко предложил сделать двухпалатный парламент.
В заключение Ющенко заявил, что уже в третьей декаде мая собирается в Россию, чтобы познакомиться с третьим президентом России Дмитрием Медведевым. Более того, по его словам, уже идет работа по подготовке визита избранного российского лидера на Украину. "Мы за активный диалог с Москвой. Мы всегда будем говорить на языке уважения, на языке достоинства, даже по тем щекотливым вопросам, которые очень часто дискутируются в наших двусторонних отношениях", - сказал президент Украины.