По случаю первой годовщины своего избрания на президентский пост Николя Саркози поведал французам свою правду. Его выступление, которое транслировалось из Елисейского дворца, длилось полтора часа и готовилось самым тщательным образом.
Все должно было "работать" на имидж президента. Сам он предстал перед миллионами телезрителей в строгом костюме при темном галстуке. На вопросы журналистов отвечал более сдержанно, чем обычно, жестикулировал редко, в полемику не вступал.
Произвести хорошее впечатление Саркози было тем более необходимо, что, по последним опросам общественного мнения, 72 процента французов им недовольны. "Этим вечером перед телевизорами собрались две категории французов: те, кто никогда не любил Саркози, и те, кто его любил, но больше не любит", - написала в своем комментарии влиятельная газета "Фигаро".
Президент это понимал и не стал отрицать очевидное. Он не раз признавался: "Конечно, я совершил ошибку". Эти признания он делал и тогда, когда вскользь упомянул о своей личной жизни, которую, как известно, он нередко выставлял напоказ. Однако Саркози дал понять: на этот раз о своей личной жизни он говорить не намерен.
Да, соглашался Саркози, в стране много тех, кто разочарован и чьим надеждам не суждено было сбыться. Жизнь французов не стала лучше.
Однако Саркози не был бы Саркози, если бы всю ответственность взял на себя. Он поделил ее между прошлым и настоящим, между тем, что происходит во Франции, и тем, что происходит в мире. По словам президента, последние четверть века страна находилась "в спячке". Он ее пробудил, призвал к реформам. "Я начал сразу 55 реформ", - сообщил глава государства. Но результатов преобразований, по его словам, следует ждать лишь к концу его президентского срока.
Конечно, цены в стране выросли. Но вина тут не правительства, а неблагоприятной мировой конъюнктуры. За тот год, что он находится у власти, напомнил президент, цена на нефть удвоилась, разразился мировой ипотечный кризис, резко вырос обменный курс евро, что нанесло ущерб конкурентоспособности французской промышленности.
И все-таки благодаря отмене подоходного налога на сверхурочные пять миллионов работающих увеличили свои заработки. Еще Саркози сообщил, что в ближайшее время правительство подготовит законопроект о снижении налога на предприятия, которые будут делиться своей прибылью с рабочими.
Не обошел стороной глава государства и острую не только для Франции, но и для всего Евросоюза проблему иммиграции. Он высказался решительно против повального предоставления французского гражданства даже тем эмигрантам, которые находятся на законном основании во Франции. Саркози высказался против вступления Турции в Евросоюз, пообещав провести в стране по этому вопросу референдум.
Международные проблемы остались по сути вне рамок пресс-конференции Саркози. Журналисты не спросили своего президента ни о его решении вернуть Францию в 2009 году в военную организацию НАТО, ни о создании "европейской армии" в рамках общей оборонной политики ЕС, ни о размещении американской ПРО в Европе.
Многие политические обозреватели обратили внимание, что, предложив французам непопулярные реформы, как, например, в сфере пенсионного обеспечения и образования, Саркози использует свое главное преимущество - слабость парламентской оппозиции. Однако в последнее время президентские реформы встречают все более решительное противодействие на городских улицах. В поддержку своих преподавателей, число которых Саркози намерен существенно сократить, проводят бурные манифестации лицеисты. Против реформы, грозящей потерей рабочих мест, ведут борьбу докеры. В итоге главные порты Франции оказались парализованными.