28.04.2008 04:20
Экономика

Юрий Лужков пригрозил "обвалом" российского транспорта

Призвал Юрий Лужков регионы, говоря о строительстве городов
Текст:  Ольга Масюкевич
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (4649)
Читать на сайте RG.RU

"Строим в России - строим Россию", - под таким девизом проходило в конце прошлой недели в Царицыно заседание Межрегиональной строительной ассамблеи. Выступая на нем, мэр Москвы Юрий Лужков заявил: "Москва сейчас сталкивается с проблемами, которые у всех остальных регионов еще впереди. Поэтому накопленный ею за последние годы опыт так важен не только для нее самой, но и для всей страны".

На первое место мэр поставил борьбу с пробками на дорогах. Он подверг резкой критике федеральную программу развития транспортной системы до 2015 года, рассматривавшуюся на заседании правительства России. "Эта программа, по моему мнению, никогда не будет выполнена", - сказал Юрий Лужков. И пояснил, на чем основывается такой пессимистический прогноз: выделенные на реализацию 13,9 триллиона рублей составляют лишь треть необходимых стране средств. Например, в столице насчитывается 3,2 миллиона автомобилей, а к 2015 году, по оценке специалистов, их станет вдвое больше. Но уже в настоящее время дороги перегружены на 74 процента, и программа разгрузит их, не говоря о том, чтобы учесть ситуацию 2015 года. При таком подходе, опасается мэр, "транспортная инфраструктура государства может и вовсе "обвалиться".

На второе место по важности для Москвы и всей страны в целом Юрий Лужков поставил обновление жилого фонда. Он рассказал, что за последнее десятилетие в столице снесено около 7 миллионов квадратных метров старых пятиэтажек. На их месте построено примерно 6 миллионов квадратных метров жилья, и эта замена будет продолжаться. Особенно московские власти гордятся тем, что переселение жителей из снесенных домов осуществляется в пределах одного района и москвичам не приходится приспосабливаться к новой школе, поликлинике, садику.

В ходе этой масштабной работы столица была вынуждена научиться привлечению средств инвесторов. И этот опыт, считает Лужков, может пригодиться другим регионам. "Берется квартал, определяется место для строительства стартового дома, - рассказывал он. - Затем инвестор за свои деньги переселяет первую волну граждан, сносит часть домов и строит новые, куда переселяет следующую часть жильцов. После полного отселения жителей квартала возводятся новые здания, часть квартир в которых предназначена для коммерческой реализации". И если сначала инвесторы отнеслись "без особого энтузиазма" к такой схеме, поскольку возврат денег происходит лишь в отдаленном будущем, то потом оценили ее.

Участникам Межрегиональной строительной ассамблеи Лужков посоветовал ознакомиться с типовыми проектами столичных домов. "Если они подойдут для ваших городов, то Москва готова безвозмездно передать их", - пообещал он. Предложение щедрое, если учесть, что на разработку такой документации уходит, как правило, примерно 10 процентов стоимости всего дома.

Говоря о трудностях, которые все острее испытывает столица, мэр в очередной раз пожаловался на дефицит свободной для застройки земли. От отметил, что в связи с этим приходится более рационально использовать имеющиеся резервы. В частности, в настоящее время рассматриваются проекты переноса линий электропередачи (ЛЭП) под землю, чтобы на их месте строить жилье. "Какое расточительство территории мы допускали раньше!" - сокрушался он.

Жилая недвижимость Инфраструктура ЦФО