29.04.2008 04:42
Экономика

Больше половины липчан не желают участвовать в управлении своими домами

Кто обеспечит горожанам качественное коммунальное обслуживание?
Текст:  Сергей Щетинин (Липецк )
Российская газета - Экономика Центрального округа: №0 (4650)
Читать на сайте RG.RU

Качеством обслуживания в сфере ЖКХ недовольны шестьдесят процентов жителей Липецка. При этом еще больше горожан - шестьдесят два процента - не желают участвовать в управлении своими домами, хотя без их контроля повысить качество услуг невозможно.

Сетям сто лет в обед

За последние годы в Липецке не решена ни одна из застарелых проблем ЖКХ. Половина инженерных сетей имеет стопроцентный износ, плановый ремонт уступил место авральным аварийно-восстановительным работам. Для реконструкции коммунальной инфраструктуры необходимо свыше 5 миллиардов рублей. Если финансирование останется на прежнем уровне - шестая часть от ежегодной потребности - темпы старения сетей резко увеличатся. Чтобы кардинально изменить ситуацию, надо в течение десяти лет проводить восстановительный ремонт. На это потребуется 900 миллионов рублей ежегодно. Таких денег в городской казне нет.

Специалисты считают, что одна из главных причин недофинансирования - низкий уровень тарифа на содержание и текущий ремонт жилья. Поэтому зарплата в отрасли вдвое меньше средней по городу, неукомплектованность штатов растет, квалификация персонала падает. Отсюда - и неважное качество коммунальных услуг. Если с 2004 года увеличение суммы на содержание и текущий ремонт жилья было ограничено предельным индексом размера квартплаты, то сегодня это зависит от решения общего собрания жителей многоквартирного дома. Примеров, когда жильцы на общем собрании сами подняли тариф до надлежащего уровня, устраивающего предприятие ЖКХ, пока нет. Хуже того, многие клиенты вовремя не оплачивают жилищно-коммунальные услуги, накопились приличные долги.

Богатые тоже не платят

В прошлом году число горожан, воспользовавшихся субсидиями по оплате услуг ЖКХ, снизилось на треть. Люди не обращаются за деньгами потому, что положенная им сумма - небольшая, а порядок получения компенсации забюрократизирован до предела. Из-за отсутствия электронного обмена информацией между ведомствами приходится изрядно походить по инстанциям. В результате более 115 миллионов рублей, предназначавшихся малоимущим горожанам из бюджета на оплату услуг ЖКХ, до предприятий жилищно-коммунального комплекса не дошли. По-прежнему хромает дисциплина платежей. И это касается не только малоимущих, но и вполне состоятельных граждан. Им принадлежит 14 тысяч незарегистрированных квартир, за пользование коммунальными услугами в которых они не платят, хотя жильцов туда, как правило, пускают.

Собственники должны самостоятельно определять перечень и объемы работ по содержанию и ремонту общего имущества. Но этим правом они практически не пользуются

Недофинансирование содержания домов усиливает и так называемый перераспределительный тип управления. Эта форма менеджмента возникает там, где компании обслуживают целые кварталы или микрорайоны, а тариф на содержание жилья не установлен индивидуально для каждого дома. Сумма абонентской платы рассчитывается из усредненных затрат по всему жилому массиву. Недостатки такого метода очевидны. Адресный учет затрат по эксплуатации и ремонту каждого жилого здания не ведется, и средства перераспределяются от одного дома к другому. Например, платежи на содержание общежитий и домов с выгребными ямами установлены в соответствии со средним городским тарифом - они в четыре с лишним раза меньше фактической себестоимости услуг. И управляющие компании вынуждены перераспределять для их содержания около 40 миллионов рублей в год - за счет остального жилого фонда. Компании ссылаются на то, что перейти к адресному типу управления им не позволяют отсутствие бюджетных дотаций и мизерные тарифы, которые жильцы не желают увеличивать.

Когда в товарищах согласья нет

Но можно ли при нынешнем материальном достатке населения резко поднять тариф на содержание и текущий ремонт жилья и коммунальные услуги? По оценкам специалистов, доля таких платежей не должна превышать десяти процентов от бюджета семьи, иначе начнется рост неплатежей. Ведь даже нынешние тарифы многим категориям населения не под силу. В Липецкой области показатель допустимой доли расходов на жилищно-коммунальные услуги в совокупном доходе семьи варьируется от 10 до 22 процентов. Число горожан, получающих субсидии, составляет почти 13 процентов. Сумма, выделяемая на эти цели из бюджета, увеличилась за последние четыре года более чем втрое и почти сопоставима с затратами на капремонт жилфонда.

Беспокоит городские власти и другое. С одной стороны, собрание жильцов - высший орган управления многоквартирным домом, собственники теперь должны самостоятельно определять перечень и объемы работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества. С другой - этим правом они практически не пользуются. И ситуацией бесконтрольности пользуются некомпетентных и недобросовестных поставщики услуг.

Товарищества собственников жилья в Липецке создавались только для управления новыми домами. Жильцы должны на первом же собрании принять решение о накоплении средств на будущий капитальный ремонт. Но мало кто на это идет. А когда наступит время ремонта, люди поймут, что самостоятельно его не осилят, и будут вынуждены расформировать ТСЖ. В этом случае, согласно Жилищному кодексу, муниципалитет обязан назначить для дома управляющую компанию - со всеми вытекающими для бюджета последствиями. Кстати, такой пример уже есть. ТСЖ «Добрые соседи» за два месяца работы накопило убытков на 67 тысяч рублей и приняло решение расформироваться - дом пришлось принять гарантирующей управляющей компании.

Верните управдома

Формирование рынка жилищных услуг явно затягивается. До недавнего времени в Липецке действовали 3 управляющие компании, и их работа вызывала нарекания горожан. Сегодня компаний в шесть раз больше, однако конкуренции нет. В городе зарегистрировано менее пятидесяти ТСЖ. Их созданию мешают административные барьеры, чрезмерная налоговая нагрузка. Вопрос упирается еще и в кадровую проблему, поскольку нет ни государственной, ни муниципальной системы их подготовки.

Не сбросишь со счетов и тот факт, что горожане не видят выгоды в жилищном самоуправлении. Опросы показали: только четверть липчан поверхностно знакомы с условиями управления своим домом. И в этом не их вина. До сих пор ни структуры ЖКХ, ни администрация города не разъяснили собственникам квартир, что они - совладельцы всего дома и несут расходы на его содержание. На недавно прошедших в горсовете депутатских слушаниях было решено создать наблюдательный совет с участием муниципальных властей, представителей жилищно-коммунального комплекса и общественности, чтобы отслеживать ход реформирования ЖКХ и наладить взаимодействие всех заинтересованных сторон. Еще одна рекомендация участников публичных слушаний - восстановить институт управдомов.

Комментарии

Николай Сизоненко, председатель департамента ЖКХ городской администрации:

- Складывается впечатление, что владельцы приватизированных квартир не понимают, что такое право собственности на жилье. Абсолютное большинство видит в этом только приобретение права на распоряжение квартирой и продолжает свято верить, что кто-то должен позаботиться об остальном имуществе - крышах, трубах, батареях… Общеизвестна и пассивность жильцов при проведении собраний и выдвижении своих представителей на роли, связанные с управлением домом. Проблема принятия общим собранием решения об увеличении платы на содержание дома - в таких условиях почти не решаема.

Федор Жигаров, заместитель председателя Липецкого горсовета депутатов:

- Реформа ЖКХ - это прежде всего воспитание эффективного собственника. Муниципальным органам надо проводить серьезную разъяснительную работу, вовлекать население в процесс самоуправления.

Валентин Тонких, председатель Общественной палаты Липецка, депутат горсовета:

- За эффективностью использования субвенций и бюджетных денег должен быть установлен жесткий контроль. В бюджете Липецка в 2007 году на ЖКХ было выделено более двух миллиардов рублей - треть годового бюджета. А теперь поднимается вопрос и о повышении тарифов. Ясно же, что большинству дополнительная финансовая нагрузка будет не по карману. Да и потом: если уж заставлять людей доплачивать, то только за качественные услуги.

ЖКХ Жилая недвижимость Липецк Центральная Россия