29.04.2008 04:30
Власть

Проект саммита АТЭС споткнулся о генплан развития Владивостока

Депутаты недовольны планом развития Владивостока
Текст:  Анна Бондаренко (Приморский край)
Российская газета - Приморский край: №0 (4648)
Читать на сайте RG.RU

Народные избранники взялись за детальное обсуждение генплана краевого центра. Его наличие важно в связи с несколькими обстоятельствами: генплана нет уже много лет, он нужен для того, чтобы знать, где можно строить объекты к саммиту АТЭС, и, наконец, чтобы избежать инцидентов, подобных произошедшему между жителями и застройщиками на улице Толстого.

Время, вперед!

Последний генеральный план Владивостока был утвержден в 1989 году. Так что за временные рамки мы не вышли, и никакого законодательного сбоя пока не произошло - формально. Но... предыдущий документ предусматривал бурное развитие промышленности и глобальный рост численности населения. Учитывая эти факторы, приморскую столицу предполагали застроить секционными многоэтажками, которые на тот момент были вполне в духе времени.

Другое дело, что развития промышленности не случилось, численность населения медленно, но верно ползла и ползет вниз. А в стране тем временем выросли граждане, не желающие жить в панельных типовых домах и имеющие возможность переселиться в коттеджи. Но в бывшем плане территории, пригодные для индивидуальной застройки, именуются не иначе как "земли министерства обороны, запретные зоны, леса, сельхозугодия, особо охраняемые территории", но только не жилые. И в этом тоже одна из причин, почему генеральный план не сработал, как было задумано.

- Между тем, территориальные ресурсы в городе далеко не исчерпаны, - говорит начальник мастерской генеральных планов проектного института "Приморгражданпроект" Валерий Карпов. - Вот только воспользоваться ими невозможно. Освоению территорий мешают с одной стороны рельеф, с другой - объекты, которые имеют различные ограничения. Например, предприятия, у которых есть санитарно-защитные зоны, объекты министерства обороны с их запретными зонами, водоохранные зоны вдоль берега моря и водотоков, округа санитарной охраны месторождения лечебных грязей, зоны охраны объектов культурного наследия и прочее. Все они в новом плане учтены. Но и при этом есть земли для развития города на следующие 20 лет. Необходимо только решить вопрос о передаче земель министерства обороны в гражданское пользование.

Учтены объекты саммита АТЭС на острове Русском, мосты и дороги. Но сказать, что эти инженерные сооружения - новое в генеральном плане, нельзя. Они предусматривались и в более ранних редакциях документа как основной элемент транспортной сети - магистрали непрерывного движения.

Хорошо забытое старое

Депутат городской думы Марина Ломакина считает, что новый генеральный план не только в деталях, но и в целом принципиально не отличается от старого.

- Этот документ не отражает наших экономических интересов, - возмущается она. - Существует соглашение с Газпромом о газификации Приморского края, но в генеральном плане не зарезервирована земля под объекты газовой инфраструктуры.

Это только один пример, который Валерий Карпов опровергает с ходу:

Вносить изменения в генплан может глава города, которого во Владивостоке нет. Документ должен быть согласован с губернатором, но у него к плану есть претензии

- Все это учтено в разделе "Газоснабжение".

Но существуют и другие замечания - в общей сложности их около 300. О каждом из них депутаты будут разговаривать с разработчиками предметно. А принимать документ до того как будут получены разъяснения, депутаты не хотят. Тем более, что полномочиями вносить изменения в генплан обладает исключительно глава города, которого во Владивостоке пока нет. Документ также должен быть согласован с губернатором Приморья, у которого к плану тоже есть претензии.

Так что вопрос принятия или непринятия генерального плана развития приморской столицы перешел в политическую плоскость. Вопросом заинтересовался президент и рекомендовал принять до 12 июня. Почему? Из-за планируемого в 2012 году саммита АТЭС.

А дальше ситуация напоминает качели. Вниз - и Сергей Дарькин заявляет, что недоволен подготовкой к саммиту. Вверх - и главный аудитор страны Сергей Степашин дает оптимистические прогнозы: "Если постараемся, успеем все...". Снова вниз - и полпред президента на Дальнем Востоке Олег Сафонов во время своего недавнего визита в приморскую столицу предупреждает:

- Ни у кого не должно быть сомнений - ни в центре, ни на местах - в том, что саммит АТЭС состоится во Владивостоке в 2012 году. Выделены огромные средства, которые должны быть освоены. Но если мы и дальше будем работать такими темпами, то ничего не успеем.

Кстати, провел Сафонов и совещание по генплану города, который, по словам полпреда, должен был быть принят еще 29 марта.

- Ввиду череды недавних арестов, судов и увольнений в мэрии было не совсем понятно, кому персонально устраивать разнос за непринятие генплана, - посетовал Олег Сафонов. И, кроме того, потребовал при обсуждении генплана согласовать его положения с жителями Владивостока, "чтобы потом у них не было вопросов к нам с вами, к чиновникам", заявив, что сроки затягивать не позволит, а срыв будет рассматривать как "невыполнение поручения президента".

На проведении настоящих (а не формальных) публичных слушаний настаивают и городские депутаты. И это, в общем-то, понятно. Вновь избранные парламентарии рьяно взялись за работу. И, как говорят они сами, им держать ответ за принятые решения. А генеральный план, не отвечающий интересам избирателей, аукнуться может ох, как громко...

А мы пойдем на север...

Оппонируя разработчикам, которые видят массу возможностей не выходить за определенные территориальные рамки, депутаты говорят о том, что городу в них уже тесно. Узкие дороги не справляются с бурным потоком машин, офисные здания в центре города не вмещают всех работников, малогабаритные пятиэтажки не отвечают современным запросам. А развлечься можно только в ресторанах. Городу, окруженному с трех сторон морем, остается одна дорога - на север. Это вроде бы логично. Там удобные для строительства равнинные территории, более устойчивый климат, а удаленность от морского побережья исключает возможность цунами.

- Жаль только, - говорит Валерий Карпов, - что там земли суверенного соседа - Надеждинского муниципального района. И он их не отдаст.

- Новый генплан предусматривает развитие и в южном направлении, - отмечает депутат Ломакина. - Смотрим, например, баланс земель: жилищное строительство предполагается вести за счет уплотнения застройки - как сегодня на это реагируют жители, мы знаем. Кроме того, предполагается, что военные земли будут введены в гражданский оборот - но такие вопросы решаются очень сложно, как минимум на уровне правительства. Плюс массовая застройка на землях садоводческих товариществ - это при том, что в стране идет дачная амнистия, люди оформляют землю в собственность.

На чаше весов и проект "Большой Владивосток" - своеобразная сверхзадача, которую взял на себя нынешний губернатор Сергей Дарькин. Развитие агломерации, объединяющей ближайшие к приморской столице муниципальные образования - Хасанский и Надеждинский районы, поселок Шкотово и город-спутник Артем. В районе поселка Вольно-Надеждинского, например, предполагается построить новый современный жилой многоэтажный микрорайон. Специалисты полагают, что там же будет и наша "одноэтажная Америка" - коттеджи, в которых поселится средний класс. Будет решен и вопрос транспорта - построят скоростную магистраль. Через полуостров Де-Фриз она свяжет аэропорт, Седанку, бухту Тихую и остров Русский.

- Но для реализации таких масштабных проектов, - рассуждает Валерий Карпов, - требуются время и мощности, нужны трудовые ресурсы, экономический потенциал. Сегодня у нас этого нет.

В последнее время население Приморья неуклонно сокращается - в прошлом году нас уже стало меньше двух миллионов. Так что до "Большого Владивостока", в котором, по самым скромным подсчетам, должно поселиться около миллиона человек, мы явно не доросли.

- Самое ценное в этом проекте, - продолжает проектировщик, - скоростная магистраль, которая свяжет аэропорт через Де-Фриз и Седанку с бухтой Тихой, а впоследствии с островом Русским. Расчетная скорость на ней - 120 километров в час, а спланирована она так, что автомобильные потоки заходят на нее постепенно в различных районах города. А строительство новых микрорайонов - таких как "Снеговая падь", "Зеленый угол" или "Патрокл" емкостью почти 100 тысяч жителей - станет целесообразным только после того как люди убедятся, что их не загоняют "на выселки".

Что ж, в логике ни народным избранникам, ни архитекторам не откажешь. Начало территориально-картографическим баталиям положено. В чью пользу и как скоро они завершатся, мы узнаем совсем скоро. Главное, чтобы пострадавшими в них не стали горожане. Ведь платить репарации придется нам с вами - своим удобством и качеством жизни.

Регионы Владивосток Дальний Восток