Депутаты Государственной Думы будут совершенствовать качество российской государственности.
Такую задачу они перед собой поставили, получая в декабре прошлого года мандаты на очередную думскую четырехлетку. Именно такая задача, по словам председателя Комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Владимира Плигина, является главной на нынешнем этапе политического цикла. И это значит, что "никакие изменения в Конституцию РФ в плане государственного устройства вноситься не будут".
В отличие от устоявшегося мнения о том, что Россия является суперпрезидентской республикой, Плигин на пресс-конференции в "Интерфаксе" высказался в том ключе, что "у нас сохраняется статус полупрезидентской республики". "Если быть более точным, - пояснил он, - то это парламентско-президентская республика, что связано с полномочиями Госдумы по назначению председателя правительства".
Владимир Плигин отметил, что сейчас "идет усиление партийного влияния на правительство". Однако, по словам главы думского комитета, правительство "будет скорее не партийным, а профессиональным". Хотя, признался Плигин, "Единая Россия", имеющая сегодня в парламенте конституционное большинство, "заинтересована в том, чтобы члены партии были представлены в правительстве". Тем не менее пока депутаты не планируют принимать специальный закон о формировании партийного правительства. Некоторые соратники Плигина по партии, после того как будущий премьер российского правительства Владимир Путин согласился возглавить "Единую Россию", предположили, что время для принятия закона о партийном правительстве пришло. Однако Плигин внес вчера ясность по этому поводу: "Такого законопроекта не существует".
В плигинском комитете есть другой законопроект о правительстве. Но, несмотря на его внушительный объем - требуется внести поправки в 150 действующих законов, - этот документ также не внесет каких-то кардинальных изменений в деятельность и структуру кабинета министров. Законодательная инициатива самого Владимира Плигина и первого зампреда комитета Александра Москальца направлена на совершенствование вертикали исполнительной власти. "Надо выработать очень четкие уровни компетентности, то есть ответственности каждого звена в той области, в которой оно функционирует", - считает Плигин. По его мнению, это возможно и необходимо делать, "когда отношения в государственном образовании структурированы и стабильны". Для более четкого выстраивания ответственности в исполнительной власти "единороссы" предлагают около 500 правительственных полномочий передать на уровень министерств и ведомств. Сейчас законодательство закрепляет за правительством 2894 полномочия. "Совершенно понятно, - заметил Владимир Плигин, - что такого рода большой объем полномочий технологически достаточно сложно реализуем, и целый ряд полномочий по своему характеру являются абсолютно техническими, то есть должны выполняться на следующем уровне компетенции".
Владимир Плигин не исключил, что при этом могут несколько измениться наименования органов исполнительной власти, встроенных в эту вертикаль.
Законопроект о передаче по вертикали части полномочий правительства комитет намерен вынести на суд палаты 20 мая. А разговор о совершенствовании выборного законодательства может состояться уже 6 мая. Но пока не в Думе, а в Центральной избирательной комиссии, на совещании с представителями избиркомов субъектов Федерации. Как предполагает Владимир Плигин, "в рамках этой встречи прозвучат технологические предложения", сделанные на "основании предметного анализа результатов выборов". "Но говорить, что будут изменены какие-либо принципы избирательного законодательства, я бы не стал", - заявил Плигин.