30.04.2008 03:00
Власть

Новый губернатор Архангельской области Илья Михальчук: нужны кадровые перемены

Губернатор Архангельской области Илья Михальчук знакомится с областью и ее жителями
Текст:  Анастасия Шоломицкая
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4651)
Читать на сайте RG.RU

Глава администрации Архангельской области Илья Михальчук официально вступил в должность 18 апреля. За то непродолжительное время, в течение которого он находится в регионе, губернатор уже успел выстроить план действий на ближнюю и дальнюю перспективу. Своими мыслями Илья Филиппович поделился с корреспондентом "РГ".

Российская газета: Илья Филиппович, каковы ваши первые впечатления от Архангельской области?

Илья Михальчук: С тех пор как депутаты областного Собрания наделили меня полномочиями губернатора, а было это 19 марта, из Поморья я уже не уезжал. За этот месяц мне уже удалось вникнуть во многие проблемы региона, побывать в разных его уголках. Я съездил в Нарьян-Мар, Мирный, Плесецк, Котлас, Коряжму, Северодвинск. До конца года планирую посетить каждое муниципальное образование.

Пусть это не покажется фарсом, но я счастлив оттого, что впереди огромная работа. Я увидел замечательный край, богатый, с огромным экономическим потенциалом. Но сделать нужно очень много. Необходимо сохранять и восстанавливать предприятия, развивать глубокую переработку древесины, наводить порядок в финансах, бороться с незаконной вырубкой леса и так далее.

В Поморье живут прекрасные люди, терпеливые, добрые. Мне кажется, эти качества особо присущи северянам. Я вижу, что от меня как от нового человека они ждут конкретных решений множества проблем.

РГ: Результаты работы руководителя во многом зависят от его команды. Как вы оцениваете кадровый потенциал областной администрации?

Михальчук: Я уверен, кадровые перемены нужны. Они продиктованы теми задачами, которые стоят перед региональной властью. Нужен новый взгляд на управленческий процесс. Вы видите, у меня не столе лежат предложения департаментов администрации области по улучшению работы. Половина из них - это констатация фактов, общие рассуждения. В них мало конкретики. На мой взгляд, если руководитель не видит путей улучшения своей работы, значит, он или выработался, или находится не на своем месте.

РГ: А изменения в структуре администрации нужны?

Михальчук: Надо создавать правительство области, которое будет работать достаточно самостоятельно. Пока я не вижу системы в работе власти. Департаменты руководствуются отраслевыми программами, но мало кто из директоров анализирует эффективность своей деятельности. Знаете, говорят - легко быть занятым, ничего не делая, но трудно при малой занятости чего-либо добиться. Я вижу, что в администрации раздуты штаты, зачастую в тех подразделениях, которые реально не влияют на экономическое и социальное положение дел в регионе.

Скоро в Архангельске появится группа аналитиков, которая изучит работу исполнительной власти, их задача - сделать выводы и научно обосновать создание новой структуры администрации. Мы должны выстроить такую систему, которая работала бы независимо от субъективных факторов. Пока, к сожалению, многое зависит от качеств отдельных людей. Пришел толковый человек - все работает, пришел ленивый и бездарный - работа тормозится. А система должна заставить каждого действовать в установленных рамках, минимизировать субъективную составляющую.

РГ: Как, с вашей точки зрения, должна быть выстроена работа с муниципальными образованиями? Будет ли региональная власть увеличивать объемы финансовой помощи или, наоборот, добиваться, чтобы муниципальные бюджеты становились бездотационными?

Михальчук: Нужно делать и то, и другое. Сегодня структура налогов такова, что муниципальные образования, за исключением тех, где ведется добыча нефти и газа, не могут жить без дотаций. Все налоги, кроме пяти малозначимых, переведены в категорию регулирующих, федеральных налогов, которые в виде трансфертов, нормативов остаются в регионе, и уже регион распределяет их между муниципальными образованиями.

Поэтому помогать местному самоуправлению нужно, учитывая еще и то, что на местный уровень передается все больше полномочий. Под них и нужно давать деньги. Кстати, такой подход соответствует Европейской хартии местного самоуправления, которую Россия ратифицировала.

В то же время перед муниципалитетами будет поставлена задача: изыскивать резервы для расширения налоговой базы, экономить и оптимизировать бюджетные расходы.

РГ: Для Архангельской области, на территории которой находятся крупные военно-промышленные комплексы, один из актуальных вопросов - обеспечение оборонки госзаказами. Как добиться увеличения финансирования работ?

Михальчук: Другого способа, как ходить по кабинетам министерств и ведомств и добиваться обеспечения заказами, я не вижу. Нужен государственный протекционизм по отношению к градообразующим предприятиям, от работы которых зависит не только производство, но и социальные вопросы. Возьмем "Севмаш" в Северодвинске. На нем трудятся более 20 тысяч человек. Конечно, заказы для него, а значит, и обеспечение людей работой - это уже социальная задача. Сегодня судостроительные компании объединяются в корпорацию. Для предприятий, имеющих общую специализацию, это очень важно. Но нужно найти для них оптимальную организационно-правовую форму. К тому же за бортом ОСК остались предприятия-контрагенты.

РГ: Для лесопромышленного комплекса региона одна из главных проблем - строительство лесных дорог для освоения новых массивов. На ваш взгляд, какие механизмы финансирования здесь могут быть?

Михальчук: Дороги, которые строит бизнес, находятся в собственности предприятий. Бюджетный кодекс не позволяет власти участвовать в их финансировании. Сейчас разрабатывается новый областной закон об инвестиционной деятельности. В нем предусматриваются меры поддержки инвестиционных проектов, в том числе за счет средств областного бюджета. Если инвестор предложит проект комплексного развития транспортного освоения лесных участков, то сможет претендовать на субсидирование части затрат по уплате процентов по банковским кредитам.

Если же дорога, которую строит предприятие, ведет к населенным пунктам, надо поддерживать нормальное состояние такой магистрали общими усилиями.

Кстати, хочу сказать, что 18 апреля мы с главой Рослесхоза подписали соглашение, которое предусматривает и участие Архангельской области в эксперименте по борьбе с нелегальными рубками. В рамках эксперимента вся древесина будет промаркирована и обмерена в пунктах досмотра. Это позволит не только выявлять воровство в лесу, но и контролировать ход плановых лесозаготовок.

РГ: Какое место в своей работе вы планируете уделять вопросам экологии? Архангельская область, как известно, не самый благополучный регион в этом плане.

Михальчук: Эта сфера всегда будет в зоне моего внимания. В первую очередь нужно заняться строительством новых очистных сооружений для Архангельска. Нельзя рассчитывать только на те мощности, которые находятся на Соломбальском ЦБК. В Северную Двину сегодня попадают лишь 45 процентов очищенных стоков, допускать это просто преступно.

РГ: Илья Филиппович, вы назвали основным приоритетом своей работы ускорение темпов строительства в регионе. И прежде всего жилищного. Какие пути для этого вы видите?

Михальчук: Да, приоритет - это строительство жилья. Сегодня люди должны понимать, что времена, когда квартиры давались бесплатно, ушли безвозвратно. Поэтому нужно так выстроить систему бюджетной поддержки, чтобы жители области захотели сами вкладывать средства в строительство. Мы должны продумать финансовую помощь для тех, кто решился взять ипотечный кредит, и таким образом стимулировать у людей желание хотя бы частично за свой счет финансировать возведение новых домов и квартир. Бесплатно жилье могут получать ветераны, жители аварийных домов, социально незащищенные категории граждан. Если люди сами станут участвовать в строительстве жилья, они не будут обманываться в своих ожиданиях, а ведь это очень важно в целом для настроения в обществе.

РГ: Что самое главное для вас в губернаторской работе?

Михальчук: Руководитель не должен считать то, что он говорит и думает, истиной в последней инстанции, не должен быть над обществом, ведь люди всегда могут подсказать решение любой проблемы.

Вообще, став губернатором такого огромного края, я понял - это образ жизни. Нельзя быть днем губернатором, а вечером полностью отключаться от дел и не думать о них. Я прихожу на работу до восьми утра, а ухожу в девять-десять вечера и не считаю себя мучеником. Так что впереди огромная работа, а дорогу, как известно, осилит идущий.

Госуправление Архангельская область Северо-Запад