30.04.2008 05:30
Власть

НАТО "увернулось" от неприятной истории с Грузией

Язык ультиматумов стал нормой международной политики в отношении России
Текст:  Евгений Шестаков
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4651)
Читать на сайте RG.RU

"Приятного аппетита, господин Схеффер", - пожалуй, только так Москва могла отреагировать на обещание генерального секретаря НАТО "съесть свой галстук в случае, если самолет, сбивший грузинский беспилотный аппарат-разведчик, не является российским".

В этой связи абсолютно справедливым выглядит удивление постпреда России в НАТО Дмитрия Рогозина. Тот задал своим европейским коллегам логичный вопрос - почему принадлежность уничтожившего "дрон" истребителя выясняется на основе сомнительной по качеству видеозаписи, предоставленной Тбилиси. В то время как иные средства разведки, в том числе космической, находящиеся на вооружении стран НАТО, остаются незадействованными для выяснения истины.

Пока глава альянса пытался пополнить свой рацион не слишком съедобными частями гардероба, стремясь столь радикальным способом защитить честь грузинского мундира, события вокруг "тбилисских деклараций" все отчетливее приобретают характер международного скандала.

После того как Россия заявила о расширении экономических связей с непризнанными республиками Абхазией и Южной Осетией, грузинские эмиссары бросились убеждать европейские структуры в необходимости срочно вмешаться в ситуацию. Одним из первых под напором Тбилиси "пало" НАТО. Грузинские СМИ привели слова официального представителя альянса Джеймса Аппатурая. Он якобы утверждал: "Страны НАТО думают, что из зоны конфликта должны быть выведены российские миротворческие силы. На данном этапе мы не можем сказать, что их заменят войска НАТО, но мы заявляем, что вывод этих "голубых касок" необходим".

Но прошло менее суток, как тот же Аппатурай публично обвинил грузинское телевидение в "ужасном искажении" фактов. "Ни одна из стран, входящих в альянс, не делала допущения, что миротворцы должны быть выведены из зоны конфликта или заменены на какие-то другие силы", - утверждал представитель блока.

Однако так ли виноваты грузинские СМИ и только ли трудности перевода помешали им правильно понять Аппатурая?

Очевидно, что за часы, которые прошли после завершения Совета НАТО, на котором якобы и прозвучали скандальные слова официального представителя альянса, произошли события, которые заставили руководство организации задуматься, а возможно, и пересмотреть свои заявления. После того как министр иностранных дел Абхазии объявил о том, что Сухуми готов подписать с Россией военное соглашение, в НАТО увидели, в какую неприятную историю собирается втянуть блок грузинское руководство.

А после выступления российских официальных лиц, которые, ссылаясь на компетентные источники, предупредили о подготовке военной операции против непризнанных республик со стороны официального Тбилиси, перед альянсом забрезжила перспектива оказаться втянутым в региональный конфликт. Такое развитие событий не отвечает интересам блока, где и без того хватает внутренних противоречий в связи с военной операцией в Афганистане. Ведь одно дело оказывать Грузии моральную поддержку, и совсем другое - находиться в центре вооруженного столкновения, превратившись по сути в политического заложника Тбилиси.

Второе соображение, которое заставило официального представителя НАТО переложить ответственность за происходящее на грузинскую прессу, - слишком очевидная попытка Грузии сделать из альянса международного жандарма. После событий в Косово, где при поддержке НАТО было выброшено на помойку существовавшее прежде международное законодательство, руководство НАТО оказалось перед нелегким выбором. Поддержать Грузию означало взять курс на продолжение прежней линии по снижению в международных делах роли ООН. На такой шаг ради интересов Тбилиси главные "закоперщики" альянса пойти оказались не готовы. А потому дали задний ход, пожертвовав репутацией грузинских СМИ, которые якобы неправильно истолковали слова официального представителя Североатлантического блока.

Но ситуация вокруг Абхазии и Южной Осетии лишний раз продемонстрировала европейцам: появление в альянсе Грузии неизбежно втянет их во множество конфликтов в далеком Закавказье. И уж точно вряд ли сделает Европу безопасней. В том, что, оказавшись внутри альянса, Тбилиси попытается чужими руками решать сугубо внутренние проблемы, жители Старого Света могут убедиться уже сегодня. Достаточно посмотреть, как грузинские власти используют переговоры России о вступлении во Всемирную торговую организацию в собственных интересах, в который раз предъявив нашей стране перечень политических претензий.

Впрочем, такую же тактику все чаще избирают и другие соседи России. На днях стало известно о том, что Литва намерена заблокировать начало переговоров о новом базовом соглашении между Москвой и Евросоюзом.

Вильнюс требует возобновления экономически невыгодных для нашей страны, но отвечающих интересам Литвы поставок нефти на Мажейкяйский нефтеперерабатывающий завод и отказа от поддержки Южной Осетии, Абхазии и Приднестровья. Сумеет ли Совет ЕС по внешним делам и общим вопросам на уровне министров иностранных дел убедить литовцев не превращать международную политику в местечковый базар, неизвестно. Слишком модным стало в отношениях с Россией использовать язык ультиматумов.

А отсутствие жесткого отпора и полное бессилие перед такого рода государственными шантажистами со стороны европейских структур делает подобный бизнес политически выгодным. Впрочем, такие внешнеполитические приемы угрожают не столько России, сколько интересам "европейских грандов". Они все чаще превращаются в заложников различного рода амбиций своих менее влиятельных коллег по Евросоюзу cо всеми вытекающими из столь незавидного положения последствиями.

Внешняя политика Грузия