В аналитическом докладе директора Института проблем глобализации, известного экономиста Михаила Делягина "Перспективы системного кризиса. Социально-экономическое развитие и основные перспективы российской экономики" в числе прочих российских парадоксов есть и такой: "Все чаще чиновники просто отказываются выполнять свою работу даже за взятки, так как несколько взяток, полученных достаточно быстро, гарантируют их благосостояние; в результате вместо 8 часов в день им достаточно работать, например, час".
Геннадий Гудков, зампред Комитета Госдумы по безопасности, видит в коррупции угрозу для будущего России и считает, что именно она - главная причина еще одного явления - рейдерства. Сегодня в поле зрения рейдеров попали крупные ритейлеры: "Арбат-Престиж", "Эльдорадо", "Связной".
Похоже, что налоговики уверены, что компания "Эльдорадо" с помощью "серых" схем утаила 571,4 миллиона долларов, "Связной" - 49 миллионов, а "Арбат-Престиж" - чуть больше 2 миллионов долларов.
При этом мытари упорно ищут мелких поставщиков продукции, якобы не заплативших налоги, а претензии предъявляют к их старшим партнерам. Александр Садуков, адвокат владельца "Арбат-Престижа" Владимира Некрасова, говорит, что его подзащитный стал жертвой дела, "уникальность которого заключается в том, что до этого никому не приходило в голову уполномочивать субъекты экономической деятельности, а именно руководителей коммерческих организаций, проверять своих контрагентов".
Теперь "пилотный" проект, опробованный на компании "Арбат-Престиж", реализуется повсеместно. Причем, как отмечает Александр Садуков, такие дела абсурдны с юридической точки зрения, поскольку в действительности доказывать вину должно обвинение, а пока она не доказана, действует презумпция невиновности. Но на сетевиков это правовое положение, видимо, не распространяется: обвиняемые вынуждены доказывать свою невиновность.
Если в "Эльдорадо" пока еще только собирают доказательства своей невиновности, то адвокаты Владимира Некрасова уже разыскали владельцев трех фирм - "Алкион", "Магнолия" и "Оригинал", которые поставляли продукцию компании "Арбат-Престиж". Генеральный директор фирмы "Оригинал" Татьяна Петунова возмущена голословными обвинениями в свой адрес. "В моей фирме велись балансы, и я сама ездила в налоговые инспекции, сама платила налоги, в частности НДС и налог на прибыль", - говорит она.
Впрочем, тот факт, что "Арбат-Престиж" доказал законопослушность своих контрагентов и собственную непричастность к их созданию, похоже, никакого значения для правосудия не имеет. Как и размер претензий. Недоимка в 49 миллионов рублей кажется смешной по сравнению с оборотом "Арбат-Престижа", который составляет около 1,5 миллиарда долларов. Александр Добровинский, еще один адвокат Владимира Некрасова, даже просил суд освободить своего подзащитного под превышающий сумму налоговых претензий залог 50 миллионов рублей. Однако 19 марта Останкинский суд Москвы удовлетворил ходатайство СК при МВД и оставил генерального директора "Арбат-Престижа" под стражей до 23 июня. "Правоохранительным органам нужен Некрасов, а тем, кто эту атаку предпринял, - компания "Арбат-Престиж", - объясняет Добровинский. И добавляет, что ему ранее поступило следующее предложение: "Арбат-Престиж" продается за 3 миллиона долларов и закрывается уголовное дело, Некрасов через две недели выходит на свободу".
Некоторые СМИ даже поставили дело Некрасова в один ряд с делами замминистра финансов Сторчака и генерала Бульбова.
Ресурсы и возможности рейдеров, которые им обеспечивают "ленивые" чиновники из доклада Михаила Делягина, действительно поражают. Депутат Госдумы Виктор Нефедов рассказал, что около года назад "определенные лоббисты попытались узаконить в Государственной Думе все то, что сейчас происходит". В думском Комитете по бюджету тогда активно обсуждались поправки в Налоговый кодекс, которые, по словам Нефедова, предусматривали ответственность третьих лиц за недобросовестных поставщиков, уклоняющихся от уплаты налогов.
"Была страшная война у нас в комитете по бюджету, шли дебаты, и мы убедили все-таки представителей и аппарата президента, и представителей правительства, и министерства финансов, что если эти поправки принять, то фактически можно будет любой бизнес взять и развалить", - говорит Нефедов.
Однако, судя по последним событиям вокруг сетевых компаний, депутатские усилия пошли прахом.