06.05.2008 07:00
Культура

Анна Нетребко посвятила эксклюзивный гала-концерт в Москве своему будущему наследнику

Анна Нетребко все-таки спела в Москве
Текст:  Ирина Муравьева
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4652)
Читать на сайте RG.RU

Гала-концерт оперной звезды Анны Нетребко, вопреки всем слухам, состоялся 4 мая в Большом зале консерватории.  А программу "Сцены и арии из итальянской оперы", в которой приняли участие  Рукзандра Донозе (меццо-сопрано), Бред Купер (тенором) и дирижер Кери-Лин Уилсон (Канада) с Большим симфоническим оркестром им. Чайковского и Хоровой капеллой им. Юрлова организовало Русское концертное агентство, подверстав ажиотажный проект к программе Пасхального фестиваля. 

Нет ничего удивительного в том, что выступление певицы с мировым именем собирает аншлаг в зале. Но нынешний аншлаг на концерте Анны Нетребко в Большом зале консерватории превосходил  значение самого этого термина. Толпа фанатов звездного сопрано задолго до начала концерта заполнила консерваторский скверик, растекаясь до самой Никитской  улицы и кое-как пробиваясь с билетами в руках (стоимость которых доходила до 25000 рублей) к заблокированному многочисленными секьюрити входу в концертный зал. Строгий билетный контроль затянул начало концерта на полчаса (которые могли бы стать и полутора часами, если бы прекрасная погода не аннулировала услуги гардероба) и оставил "за бортом" праздника сотни поклонников bell cantо, с унылыми лицами продолжавших бродить вокруг парадного консерваторского крыльца в надежде, что вдруг какому-то мифическому персонажу удастся их "провести".

Такой ажиотаж в градусе "в последний раз" был не случаен: известно, что фаворитка публики всех стран Анна Нетребко ждет ребенка и прекращает свои выступления. И хотя в ее графике все еще стоят летние спектакли, но часть программ звезда методично отменяет:  Зальцбургский фестиваль, "Белые ночи",  первомайский сольник в Петербурге с той же белькантовской  программой, которую привезла  в Москву. Краснодарскую программу Пасхального фестиваля вчера тоже изменили на ходу: Анна не полетела, и вместо оперных арий в ее родном городе прослушали Пятую симфонию Чайковского в исполнении Валерия Гергиева и Симфонического оркестра Мариинского театра.

Именно по всем эти причинам концерт Анны Нетребко в Москве стал эксклюзивным даже для нее самой, посвятившей свое выступление будущему наследнику. Причем программа, которую она подготовила для своих российских выступлений, вовсе не подразумевала щадящей нагрузки. Наоборот, представлял подбор арий и сцен bell canto по высшему  разряду сложности: в основном, из беллиниевских  опер - Дуэт Ромео и Джульетты ("Монтекки и Капулетти"), Речитатив, Каватина и Кабалетта  Амины ("Сомнамбула"), Casta Diva ("Норма"), Дуэт Эльвиры и Артура ("Пуритане"). Коллеги Нетребко по сцене спели не менее знаменитые белькантовские номера: Анджелину из "Золушки" и Розину из "Севильского цирюльника" Россини, Неморино из "Любовного напитка" Доницетти и Идрено из "Семирамиды" Россини. Отфильтрованный итальянский репертуар, чистоту вокального стиля которого охраняют ревнители bell canto не только на родине, но и на всех оперных сценах мира.

На сцене под шумовой шквал зала звезда появилась не одна, а с партнершей по дуэту румынкой Рукзандрой Донозе.  Две дамы мгновенно захватили зал тонким и сдержанным вокальным союзом Ромео и Джульетты: у Донозе - легкое тускловатое меццо, изящная фразировка, у Нетребко - объемный, густой тембр, неожиданно сменивший привычные звенящие краски. Сопрано ее стало чувственней, теплее по звуку, не прорывалось пустоватым "колокольчиком" в верхах, и, хотя звезда явно не стремилась исполнять все беллиниевские колоратуры, общий итог от этого не слишком пострадал. Лучшей в этот вечер была сцена из "Сомнабулы", которую Нетребко развернула от прозрачной вокальной вибрации, через хрупкие фиоритуры к эффектному финалу, подхваченному монолитом Капеллы Юрлова. Менее удачной - знаменитая Casta Diva из "Нормы", где  ей не хватило гладкости линии и ясного исполнительского концепта. Но ведь всем известно, что феномен Анны Нетребко определяется не только вокалом, но и  энергичным женским  шармом, выплескивающимся по обычаю в коронный "бис" - арию Джудитты из оперетты Легара. Жаль, узкое пространство между скрипками и дирижерским пультом не позволило звезде развернуться в неистовом танце, который она исполняла с бубном зимой на юбилейном празднике Мариинского театра в присутствии президента, но, если бы место было повольготнее, "округлость" форм ей точно не помешала бы.

Музыка