Взоры Всемирного банка обратились на Россию: президент этой организации Роберт Зеллик считает, что наша страна и Украина помогут спасти мир от продовольственного кризиса. Что стоит за этим заявлением?
Продовольственная безопасность, перспективы голодных бунтов в слаборазвитых странах, а также физическая нехватка еды - по мнению ВБ, с этими проблемами миру придется работать в ближайшие годы вплотную. По словам г-на Зеллика, если в США и ЕС люди волнуются, чем им наполнить бензобак, то в странах третьего мира - чем наполнить желудок. Президент напоминает, что в слаборазвитых странах у бедноты до 75 процентов доходов идет на приобретение продовольствия, но его все равно не хватает, чтобы прокормиться. ВБ настаивает на заключении "новой сделки" по глобальной продовольственной политике, и г-н Зеллик намерен сделать эту тему одной из ведущих на предстоящей сессии ВБ и МВФ.
Говоря о России и Украине, г-н Зеллик, впрочем, не привел никакого иного аргумента, кроме гуманитарного: "Исторически Украина и Россия были крупными производителями сельскохозяйственной продукции, так что я ожидал бы от них потенциальной поддержки в плане производства".
Помогать бедным - дело, конечно, благое, но прежде хотелось бы понять, в каком виде этой помощи от нас ждут. И что нам попросить в обмен на эту помощь?
Ключевая проблема российского АПК - нехватка кредитных ресурсов. Без них невозможна модернизация производства, освоение заброшенных в последние 15 лет посевных площадей. Еще существеннее, что АПК России сталкивается с чудовищной нехваткой персонала, и это тоже вопрос денег. Во-первых, людей надо учить, а это дорого, во-вторых, им нужно предложить достойную зарплату, которая в конечном счете ляжет на цену товара. В-третьих, сплошь и рядом необходимы серьезнейшие инфраструктурные вливания в среду проживания людей, иначе в иные регионы специалисты не поедут работать ни за какие деньги.
Россия как может сама решает эти проблемы. Вспоминается, естественно, нацпроект "Развитие АПК", который ныне заменен Государственной программой поддержки села. Суть нацпроекта была как раз в дешевом кредитовании и в инфраструктурных проектах. Однако сегодня ситуация такова, что кризис банковской ликвидности поставил под сомнение продолжение этой практики. Из регионов сообщают, что на несколько десятков кредитных заявок принимаются считанные единицы положительных решений. Да и не было бы кризиса ликвидности - ситуация была бы немногим лучше. Количество выданных кредитов являлось основным индикатором нацпроекта, поэтому в минувшие несколько лет финансисты от села "гнали вал" кредитов, не слишком заботясь об их качестве. Справедливости ради финансисты были скованы рядом условий, прежде всего по залогу (так, основной залоговый актив, земля, принимался в залог, но без возможности его физически изъять и продать при наступлении проблем). Конечно, кризис ликвидности усилил эти негативные процессы.
Все это сказано только для того, чтобы сформулировать простую мысль: если ВБ не окажет кредитной поддержки АПК России и Украины, рассчитывать на нас вряд ли придется. И хотя г-н Зеллик сказал, что, несмотря на кризис ликвидности, "в мире есть свободные деньги", в его словах не содержалось даже намека на такой вариант развития событий. Если не так, то как?
Настораживает отсылка слушателя г-на Зеллика к доисторическим временам, то есть к эпохе царизма. Да, Россия в те годы была одним из основных экспортеров многих видов продовольствия, однако какой ценой? Материалов о голоде в России, о высоких ценах на продукты историками собрано столько, что нет смысла их здесь приводить. Почему же вывозили? А что еще было вывозить? Продовольствие было единственным конкурентоспособным товаром, с его помощью правительство и зарабатывало золото на внешних рынках. Понятно, что сегодня вряд ли кто решится в России повторить эту практику.
ЕС выделяет дополнительно 117,25 миллиона евро на оказание помощи странам, испытывающим острую нехватку продовольствия из-за резкого роста цен на продукты питания, сообщает СМИ представитель Еврокомиссии. Весь объем продовольственной помощи ЕС в этом году достиг 283,25 миллиона евро. Может ли Россия пойти этим путем?
Нет, и речь вовсе не о том, что "самим не хватает". Жесткая политика субсидирования и производства, и экспорта в ЕС - не в последнюю очередь причина того, что в слаборазвитых странах собственный АПК "лежит". Это хорошо видно по России: если бы не сдерживающие барьеры, построение каждого из которых дается с трудом и скандалом, "лежали" бы целые отрасли. Да они собственно и "лежат". Таким образом, поведение ЕС лишь попытка, отняв рубль неявно, дать копейку - явно и гласно. Россия ни у кого хлеба не отнимает, каяться ей не в чем.
Это не значит, конечно, что Россия жестока и не понимает: мировой кризис продовольствия ударит по ее геополитическим интересам. Россия все понимает. Но АПК России сам нуждается в серьезной помощи. Объективно ситуация такова, что значительное количество россиян потребляют тех или иных продуктов питания ниже медицинских норм. В то же время цифра "75 процентов на еду" не покажется уж очень незнакомой многим нашим соотечественникам: по данным статистики, многие тратят от 50 процентов своих доходов и выше. Конечно, эти проблемы решать в первую очередь нам самим, скажу больше, никаких ресурсов ВБ не хватит, чтобы "поднять АПК России". Так что же имел в виду г-н Зеллик на самом деле?
То, что сказано ниже, - лишь подозрение, и тем не менее. Вспомним, что мировой продовольственный кризис в значительной степени спровоцирован ростом производства биотоплива. Этим занимаются США, и, что интересно, Бразилия намерена стать ведущим игроком на этом рынке. Представляется, что России уготована участь страны, которая будет кормить мир в то время, когда он, этот мир, производит биотопливо. Надо нам это или нет? Вряд ли, ведь рост производства биотоплива ударит по экспортным доходам нашей страны от нефти и газа. Россия могла бы компенсировать отчасти эту потерю, если бы сама занялась производством биотоплива, но нам в мировом разделении труда навязывается иная роль. Учитывая, что биотопливо выгоднее и дороже любой еды, роль не самая завидная. Трудно предположить, что в России этого не понимают. А это значит, что пожелания президента ВБ скорее всего пожеланиями и останутся.