07.05.2008 07:00
Власть

Центризбирком готовит отчет по расходам на президентскую кампанию

Центризбирком готовит отчет по расходам на президентскую кампанию
Текст:  Тамара Михайлова
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4653)
Читать на сайте RG.RU

По каким законам будут проходить федеральные выборы через четыре года?

Этот вопрос на Всероссийском совещании руководителей избирательных комиссий субъектов РФ, которое состоялось вчера в Москве, возник не случайно. Такая у нас сложилась традиция - к каждой новой избирательной кампании пишутся новые правила.

Но, возможно, теперь эта традиция будет нарушена. По крайней мере нынешний глава Центризбиркома Владимир Чуров в очередной раз заверил всех, что является консерватором и противником радикального вмешательства в избирательное законодательство. И не хотел бы, чтобы подобные инициативы исходили из его ведомства.

Правда, желанием поправить выборные законы полны представители политических партий. И, как заявил вчера заместитель председателя ЦИК Станислав Вавилов, Центризбирком сейчас завершает прием их предложений по реформе избирательного законодательства и с середины мая начнет обобщать поступившие идеи.

Впрочем, Владимир Чуров тоже не считает российское избирательное законодательство совершенным и признает, что в нем есть пробелы. И прежде всего они связаны с организаторами выборов. По мнению Чурова, нужно дополнить избирательное законодательство специальным актом о системе избирательных комиссий, где прописать новые функции избиркомов и особенности их деятельности, которые появились в последние годы. "Напрашиваются определенные изменения в законодательство в сфере формирования избирательных комиссий, в порядке их финансирования", - пояснил глава ЦИК. Он обратил внимание на то, что ЦИК - это государственный орган РФ, избирательные комиссии субъектов РФ - государственные органы субъектов, которые не находятся в прямом подчинении Центризбиркома, но при этом финансируются со стороны ЦИК. И это, как заметил Чуров, единственный случай смешанного межрегионального финансирования.

А деньги, судя по информации, которую представил вчера Станислав Вавилов, на выборы требуются немалые. На проведение президентской избирательной кампании из бюджета выделено 5 млрд 124 млн рублей. Подавляющее большинство этих средств были направлены в регионы. Но в ходе выборов удалось, по словам Вавилова, сэкономить порядка 100-130 млн рублей бюджетных средств, которые будут возвращены в госказну. Всего же ожидаемые расходы на президентские выборы можно оценить в 4 млрд 938 млн 900 тыс. рублей. Из них расходы регионов - 4 млрд 660 млн 300 тыс. рублей. Все эти данные носят предварительный характер. Окончательный отчет ЦИК должен подготовить 8 июня и передать в палаты Федерального Собрания. Выступая перед руководителями региональных избиркомов, Станислав Вавилов привел и другие сведения, касающиеся финансирования думской и президентской избирательных кампаний. В частности, "затраты на одного избирателя в ходе думской избирательной кампании в среднем составили 36,4 рубля, а в ходе президентской кампании - 44,4 рубля". Понятно, что больше всего средств потребовалось в тех субъектах РФ, где мала плотность населения и есть значительное количество отдаленных и труднодоступных территорий, голосование в которых влечет высокие транспортные расходы. Самым дорогим оказалось голосование в Дальневосточном федеральном округе, где на думских выборах на одного избирателя было потрачено 67,5 рубля, а на президентских - 79,1 рубля. В Центральном федеральном округе эти цифры составили 30,5 и 39,3 рубля соответственно, что ниже, чем в среднем по стране. "Немалую долю в региональных затратах составили расходы, связанные с изготовлением печатной продукции для избирательных комиссий, в том числе избирательных бюллетеней", - сообщил Станислав Вавилов. По его словам, в целом эти затраты в регионах на выборах в Госдуму вылились в 95,1 млн рублей, а на выборах президента РФ - 52,7 млн рублей. На информирование избирателей на думских выборах было потрачено 78 млн рублей, а на президентских - 203 млн рублей. Глава ЦИК РФ Владимир Чуров подтвердил, что в минувшей избирательной кампании "было подготовлено в три раза больше информационно-разъяснительной продукции, чем прежде". В среднем на информирование одного избирателя ушло от 1,6 до 1,9 рубля.

Подробный анализ всех затрат на подготовку и проведение прошедших федеральных выборов ляжет в основу предложений по возможному изменению избирательного законодательства в вопросах финансирования.

Внутренняя политика ЦИК