08.05.2008 02:00
Культура

Пятый канал представляет фильм "Бой местного значения"

Пятый канал представляет фильм "Бой местного значения"
Текст:  Иван Беспалов
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4654)
Читать на сайте RG.RU

Кино о войне снимать в прин ципе трудно. А хорошее современное кино о войне - это вообще редкость. И все же молодые режиссеры не оставляют таких попыток, хотя им приходится конкурировать с Петром Тодоровским, Станиславом Ростоцким, Григорием Чухраем.

Фильм "Бой местного значения" режиссера Алексея Козлова, который сегодня в 19.00 покажет 5-й канал, не претендует на то, чтобы войти в золотую коллекцию российского кинематографа. Однако и проходным его назвать нельзя. Абсолютно честный, немного сентиментальный и трагический, он идеально соответствует настроению 9 Мая.

Несложная история, рассказанная создателями фильма, настроенчески отсылает зрителя к фильму "А зори здесь тихие". Действие происходит не на линии фронта, где решается исход войны, а далеко от места боевых действий. Группа трофейщиков, собирающих уже в тылу оставшееся после боя оружие, останавливается на ночлег 31 декабря 1943 года в деревне Лютики. Лютики даже и деревней-то назвать сложно: пять домов, пять старух, дед, его племянница и женский монастырь неподалеку. И сами трофейщики на первый взгляд не похожи на героев войны: бывший вор-рецидивист, дважды раненный матрос, контуженный пехотинец и пожилой интеллигент под командованием молоденького лейтенанта Андрея, который еще никогда не видел немцев. Да и начинается фильм совсем не по-геройски: Андрей обещает отдать под трибунал матроса Стряпухина за мародерство - швейцарские часы, снятые с убитого немца, оказались в кармане солдата.

Но Новый год - и на войне Новый год. Всем хочется праздника, тепла и мирной жизни. И здесь устав уступает место человеческим отношениям. "Война для нас - давно не устав, а жизнь", - говорит один из героев, пытаясь снизить непримиримый настрой лейтенанта. И Андрей как бы заново знакомится со своими товарищами, за плечами которых - три года войны и непростая судьба. Из подчиненных в эту ночь они превращаются для него в близких людей, которых ему через несколько часов суждено потерять...

Но за эти несколько мирных часов на войне может пройти целая жизнь. Любовь, счастье, разочарование, дружба, воспоминания и русское веселье - все спрессовалось в одну новогоднюю ночь перед главным боем их жизни. Боем, который и сделал обычных людей героями.

Сцены неравного боя советских солдат с немцами в фильмах о войне присутствуют часто. Но в "Бое местного значения" нет излишнего героического пафоса, даже когда Стряпухин подрывает себя, пытаясь спасти своих товарищей. А взрывает он себя с помощью цепочки от все тех же часов, за которые ему грозил трибунал. С той же обыденностью и привычностью, с которой герои фильма собирали трофеи, они совершают подвиг просто потому, что так надо. "Мы русские люди, мы на своей земле, нам бояться нельзя".

Почти классический сюжет рассказан создателями в лучших традициях пронзительного советского кино о войне. Война - не как батальное полотно, битва государств, а как мозаика, складывающаяся из судеб людей, в критический момент становящихся героями. А через человеческое показывается судьба всей страны. Из таких боев местного значения и сложилась великая победа.

Но фильм "Бой местного значения" еще и привносит новое в архитектуру привычных сюжетов и образов. Не случайно через весь фильм проходит линия, связанная с монастырем. Событийно не слишком насыщенная, снятая строго, она несет отдельную и смысловую, и эмоциональную нагрузку.

Монастырь и монахиня Мария - это и есть символ всей России, молящейся за Солдата.

В эти праздничные дни все телеканалы будут обращаться к военной тематике. Кто-то привычно забьет эфир "Семнадцатью мгновениями весны", кто-то поставит в сетку вещания хорошо знакомые киноленты. Но, к сожалению, кинопремьер, свидетельствующих еще и о том, что военная тематика далеко не безразлична новому поколению, будет не так уж и много.

Наше кино