08.05.2008 03:00
Авто

Владимир Мединский предлагает революционные меры для решения проблемы дорожных пробок в Москве

Депутат Госдумы Владимир Мединский: На дорогах Москвы нужна революция
Текст:  Игорь Елков
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №0 (4655)
Читать на сайте RG.RU

Депутат Госдумы (фракция "ЕР"), профессор МГИМО Владимир Мединский предлагает революционные меры для того, чтобы избавить мегаполисы от чумы нашего времени - дорожных пробок.

В центр - по пропуску

Российская газета : Так все-таки как же избавить Москву от пробок?

Владимир Мединский : Во-первых, запретить въезд грузовиков в город в дневные часы. Просто принимаем волевое решение и с завтрашнего дня вводим запрет на движение грузовиков по Садовому и внутри Садового кольца с 5 утра и до полуночи.

РГ : И сегодня движение ограничено.

Мединский : Вот именно, что ограничено. Сейчас грузовики ездят когда угодно и куда угодно. Недавно стоял в пробке из-за того, что на повороте с Дмитровки на Пушкинскую площадь заглох трейлер. Что он там делал - загадка, но парализовал движение в радиусе 3 км. Можете хоть сейчас отправиться на Садовое - и увидите массу грузовиков. Потому что выдается куча пропусков. Ограничения не работают. Значит, нужен тотальный запрет! Исключение - для городских коммунальных и аварийных служб.

РГ : А что потом?

Мединский : Завтра - аналогичный запрет на движение по Третьему кольцу и внутри него.

Послезавтра - на четвертом. Через год - закрываем днем для грузовиков МКАД, и вообще - ее нужно превратить во внутригородскую магистраль, с вынесением постов ГАИ наружу.

РГ : У вашего проекта будет немало оппонентов.

Мединский : Естественно, недовольные будут. Строительным организациям придется перестроить систему снабжения своих стройплощадок на ночное время. И платить сотрудникам сверхурочные. Изменится график работы складов и баз, и это дополнительные расходы. Но для этого и существует власть. Мы в чьих интересах работаем? Стройкомплекса? Сетевых супермаркетов? Владельцев нефтебаз и таможенных терминалов? Или горожан, у которых пробки воруют жизнь.

РГ : Освободили город от фур - проблема решена?

Мединский : Нет. Во-вторых, надо ввести платный въезд в центр. В Москве кольцевая система движения, и, чтобы контролировать въезд внутрь Бульварного кольца, достаточно взвода ГАИ. Стоит милиционер и смотрит: есть у вас на лобовом стекле пропуск на въезд в центр или нет. Все просто.

РГ : Появятся фальшивые пропуска.

Мединский : Наказание - изъятие прав. Рискнете приклеить себе на лобовое такой пропуск?

РГ : А льготники?

Мединский : Никаких льготников, кроме инвалидов. Те, кто проживает в центре, пропуска будут покупать с 90-процентной скидкой. Все остальные - платят. Или сам, или организация.

Русский размер

РГ : Два рецепта борьбы с пробками есть. Что дальше?

Мединский : Представьте себе, у нас слишком широкие дороги. Давно пора пересмотреть ширину полос, взяв за образец "узкую" европейскую. Сделать городские полосы уже, более эффективно распределить потоки по дорожному полотну.

Следующее: проблема парковки в центре. Сегодня согласование нового здания в центре Москвы невозможно без подземной парковки. Но застройщик все равно делает ее "в обрез", по минимуму. Ведь подземная парковка - проклятие для любого строителя. Образно говоря, "строить вниз" очень затратно. Куда выгоднее строить вверх. И всеми правдами и неправдами застройщик пытается эту городскую "нагрузку" минимизировать.

Но есть же способ решения проблемы! В Нью-Йорке еще в 30-е годы прошлого века начали строить вертикальные парковки. Фактически это железобетонный каркас, снаружи прикрытый "территориально благообразным" фальшфасадом. Все! Строить парковки должны городские власти - это вопрос жизни города.

Строим такую парковку, устанавливаем муниципальный тариф, скажем, 200-250 рублей в сутки, и на всех близлежащих улицах ставим знаки "Стоянка запрещена".

РГ : Что выигрываем?

Мединский : Разгружаем улицы. Как только разгрузили, у нас появляется, наконец, возможность выделить полосу для движения общественного транспорта, которая сегодня наглухо занята припаркованными машинами.

Наказание за незаконный выезд на полосу должно быть жесточайшим.

РГ : Сейчас опять, наверное, предложите лишать водительских прав?

Мединский : Причем навсегда!

РГ : В Нью-Йорке и в Лондоне общественным транспортом могут воспользоваться и достаточно состоятельные люди. А преуспевающего москвича вы усадите в троллейбус или в автобус?

Мединский : Сейчас - нет. Но если от Сухаревки до Парка культуры доехать на общественном транспорте будет быстрее, чем на авто, то - да. Еще как поедут! Общественный транспорт должен перестать быть социальным, транспортом для бедных. Если он станет удобным и быстрым, психология поменяется.

РГ : Существует парадоксальное мнение: пробки - зло, но это свидетельство развитости экономики.

Мединский : Так иногда оправдывают свое бездействие чиновники. Да, свидетельство, но не развитости, а напротив - недоразвитости. Это у нас сегодня столица "почти едет". А через год ездить по Москве нельзя будет совсем. Строительство новых дорог и развязок продолжается - это в столице научились делать хорошо, но одним этим проблему уже не решить. Тем более что с печальной ликвидацией дорожного фонда и былых денег на это у столицы тоже нет.

Проблема пробок - это не просто проблема нехватки дорог. Это гигантский узел проблем, решать которые можно только комплексно, всеохватно, жестко, иногда "наступая на горло" собственным ведомственным, местническим, личным интересам. Узкорегиональным интересам, добавлю. Москва может построить идеальную транспортную сеть, но что толку, если все ее "вылетные" магистрали будут упираться в узкое бутылочное горлышко подмосковных дорог? А по этим дорогам-дорожкам ежедневно половина Подмосковья будет плестись на работу в столицу и назад? Это так, к слову о нелепой дискуссии: объединять ли Москву и Московскую область.

РГ : Пробки и экология - две стороны одной медали? Сейчас ведь в центре столицы дышать невозможно.

Мединский : У меня маленькие дети, я часто общаюсь с педиатрами. Они говорят, что ребенка, который живет в центре города, видят без глубокого осмотра. Дети в центре мегаполиса - болезненные создания. Живут здесь, ходят в местный садик. Жуткий набор аллергии. Центр же в низине, а маленькие дети ближе к выхлопным трубам автомобилей. И это при том, что у нас самые низкие в Европе требования к экологическим нормам по автомобильным выхлопам.

РГ : Простите, ну как запретить человеку ездить на "ВАЗе", который он купил пять лет назад. Он же не виноват, что тогда норма соответствовала "Евро-1".

Мединский : Да "Евро-0" она соответствовала! А запрещать поэтапно надо, несмотря на риск социального конфликта. И речь не только о старых "Жигулях", есть вопросы и по старым "Икарусам", и по грузовикам, и по "Газелям".

Время, проведенное в пробке, - это ваша жизнь, прожитая зря. И с большим вредом для здоровья. Вы сидите в фиксированном положении и дышите угарными газами...

Дороги ЦФО