В единственной на Среднем Урале автошколе для людей с ограниченными возможностями сейчас обучается 24 человека. На них на всех - всего два инструктора по вождению.
Всего два, в том числе и потому, что обучать инвалидовколясочников и глухонемых нужно с особым терпением и талантом. А за это дополнительного денежного вознаграждения не полагается.
"Ока" счастья
Девушка на инвалидной коляске подъезжает к зеленой "Оке". Открывает дверь и перебирается на сиденье водителя. Инструктор только придерживает коляску, со всем остальным ученица справляется сама. У нее очень сильные руки.
Марина Викулина и не помнит, что когдато умела ходить, девушку парализовало в два года. Тогда она переболела гриппом, а потом начались осложнения.
С тех пор Марина передвигается на инвалидной коляске. Но, когда исполнилось 18 лет, решила освоить новый, более удобный вид транспорта - автомобиль.
- Освоить настоящую технику хочется не столько изза какихто амбиций, сколько из практических соображений. На коляскето далеко не уедешь, - призналась нам девушка. - Даже до больницы добраться или до протезного завода - огромная проблема. Мы с родителями живем на Уралмаше, а общественный транспорт явно не для инвалидов придуман. Меня от одной мысли о набитом автобусе в дрожь бросает. А автомобиль - это все равно какаято свобода передвижения.
- Рычаг выжимай. Теперь кнопочку. Первую скорость. Ручник, - отрывисто командует инструктор Юрий Лузин.
"Ока" фыркает, но заводится и даже плавноплавно трогается с места. За рулем - Марина, лицо напряжено, как у штангиста. Справа от нее - инструктор Юра с не менее серьезным лицом. Сзади уместилась я и теперь просто сижу и волнуюсь. Одной рукой Марина тянет на себя рычаг газа, второй с помощью специальной шишечки пытается рулить. Мы неминуемо приближаемся к невысокому бордюру.
- Марина, осторожней, уже не зима, бордюры оттаяли. Выруливай, выруливай сильней налево. Вот молодец. Умница. Все получается.
Объясняем на пальцах
Инструкторы Юра и Женя пользуются огромной популярностью среди своих учеников. "Молодые, симпатичные, внимательные, да еще объясняют и показывают все так хорошо", - отзываются об учителях по вождению курсанты этой автошколы. Однако их, молодцов и опытных инструкторов, только двое, и, чтобы ученики подолгу не ждали, молодые люди работают каждый день с утра до вечера.
- Я работаю с людьми с ограниченными возможностями с лета 2007 года. До этого был инструктором в обычной автошколе, - рассказал нам Юрий Лузин. - А потом вот решил переквалифицироваться, надо же комуто таких людей обучать. Тем более, мои ученики намного старательнее. Они гораздо внимательнее и серьезнее относятся к обучению. Просто понимают, что другого шанса получить права может и не быть.
Раньше, вспоминают молодые люди, инструкторов в школе было больше. Но ктото не справлялся с обязанностями, ктото просто не выдержал новых нагрузок.
И Юра, и Женя уже владеют азами сурдоперевода. Когда они катаются с глухонемыми учениками, переводчика рядом нет. Молодые люди научились показывать на языке пальцев такие знаки, как "стоп", "начало движения", "поворот налево", "поворот направо". Глухонемым людям этого достаточно. Они умеют читать по губам и понимают инструктора без слов. В буквальном смысле.
Слабослышащие автомобилисты, кстати, имеют право водить транспорт. Но для того чтобы не возникало недомолвок на дороге, на их машине должен присутствовать специальный знак - желтая окружность с тремя маленькими черными кругами внутри.
Дави на газ
Обязанности по обучению инвалидов автомобильной грамотности делят между собой министерство социальной защиты Свердловской области и автошкола, которая выигрывает тендер. Победитель получает право на обучение людей с ограниченными возможностями и бюджетные деньги. Все средства выделяет правительство области. Материальная база: классы, специальные автомобили - находятся в областной собственности. Автошкола предлагает только преподавательские услуги.
Ктото из учеников обучается бесплатно, ктото платит только за проживание и питание.
Сама школа располагается в районе Сортировки в Екатеринбурге. В пансионате "Семь ключей" живут инвалиды со всей области и те жители Екатеринбурга, для кого ежедневное мотание на Сортировку превращается в настоящий кошмар.
На территории пансионата курсантыизучают теоретические правила и практику, разъезжая на "окушках" по окрестностям. Официальный автодром находится в противоположной части города - на Вторчермете, и до него еще добраться надо.
- Тендер на обучение людей с ограниченными возможностями мы проводим каждый год. Но находится очень мало автошкол, которые желают принять в нем участие, - делится проблемами главный специалист отдела по делам инвалидов министерства соцзащиты Свердловской области Ирина Новоселова. - Да и с инструкторами бывают проблемы. Немногие из них изъявляют желание работать с инвалидами. Ведь при значительно большей затрате времени и терпения заработная плата инструкторов остается такой же, как в обычной автошколе.
Поэтому некоторым желающим получить права приходится подолгу ждать, прежде чем сесть за желанный руль автомобиля. В особенности это распространяется на глухонемых людей. В школе работает только один сурдопереводчик, который "за один присест" может охватить не более десяти человек.
Еще одна проблема - сроки. Люди с ограниченными возможностями обучаются 42 дня: три недели учат теорию, три недели практикуются в вождении. Это очень маленький срок даже для обыкновенных автолюбителей. Тем не менее, процент сдачи среди таких учеников велик - около 60 процентов из них сдают экзамены с первого раза. И еще примерно 20 - со второго.
- Нашим ученикам со стороны областного ГАИ не делается никаких поблажек, - отмечает заместитель директора автошколы Оксана Жданова. - С них спрашивают наравне с остальными автолюбителями. И это правильно - они же не на велосипеде собираются кататься и не на самокате, а ездить на автомобиле, на травмоопасном транспорте. Но наши подопечные очень стараются. Ведь областное ГАИ для них выделяет один отдельный день. И, если не сдашь сразу, жди следующего потока несколько месяцев.
Кстати
Инвалиды, которые стояли в очереди за специальным транспортом до 2005 года, свои автомобили получат. А вот те, кто в эти списки не попал, уже начинают задумываться, где бы найти спонсоров, но занятия по вождению посещают регулярно. Для них минуты за рулем, пусть даже с инструктором, - это уже свобода.