В четверг президент Дмитрий Медведев после утверждения в Думе Владимира Путина в должности премьер-министра подписал указ о его назначении на этот пост. Депутаты утвердили Путина премьером 392 голосами "за" при 56 "против".
Они снова шли вдвоем. Новый президент Дмитрий Медведев и экс-глава страны, временно не работающий Владимир Путин. Шли рядом размеренным шагом. Было видно, что Дмитрий Медведев, конечно же, волновался, но значительно меньше, чем накануне. Да и Владимира Путина, судя по всему, слегка охватило это чувство, хотя уж его опыту и выдержке мог бы позавидовать любой.
Медведев лично приехал в Думу для того, чтобы представить Владимира Путина на пост премьер-министра страны. Он знает, что экс-президент ни в каких особых рекомендациях не нуждается, тем не менее приехал.
- За его (Путина. - "РГ") плечами два срока президентских полномочий, - объяснил Медведев свой шаг. - Мы знаем, как много сделал президент Путин для укрепления российской государственности, укрепления безопасности нашей страны. Знаем мы также и то, насколько кардинально изменилось международное положение России. Проще говоря, Россию снова стали уважать.
Аплодисменты практически не стихали и во время речи Дмитрия Медведева, и постоянно прерывали представление Владимиром Путиным собственной премьерской программы. Владимир Путин не стал останавливаться только на 5 приоритетах или определенных шагах. Фактически он представил всю экономическую программу, можно сказать, в подробностях, но без цифр. Он ответил и на извечный русский вопрос: "Что делать?". Правда, при этом ему пришлось признать, что рост цен практически вышел из-под контроля. Как известно, в прошлом году инфляция в среднем была 11,9 процента, а для малообеспеченных - 14,5 процента. "Это действительно проблема для нашей страны, - сказал Путин, отвечая уже на вопрос депутата от КПРФ Олега Смолина. - Но не только для нашей страны, но и для других развитых экономик. В некоторых странах инфляция еще выше, однако это не означает, что мы все делаем правильно".
Экс-президент признался в том, в чем уже не первый год не хотели признаваться ни министр финансов, ни министр экономического развития и торговли, ни глава правительства: "Цифры по инфляции несколько занижены - только за первые четыре месяца нынешнего года рост цен составил уже 6,3 процента. Это очень тревожный сигнал, так как бьет по карманам прежде всего малообеспеченных граждан", - заметил он.
После такого признания у депутатов не было поводов сомневаться в том, что новый кабинет под руководством Владимира Путина "обуздает" непокорную инфляцию и действительно, как уже обещал кандидат в премьеры, выйдет к концу года на однозначную цифру роста цен. "Нам прежде всего нужна макроэкономическая стабильность", - убеждал Путин народных избранников.
Собственно, о том, что в стране не все в порядке с макроэкономической стабильностью, совсем недавно говорил теперь уже и.о. вице-премьера, министр финансов Алексей Кудрин. И теперь к нему прислушались. Хотя, говоря о налоговой системе, Путин с главным финансистом как-то не согласился. Судя по его словам, Кудрин уверяет, что нынешняя налоговая система - самая лучшая и в модернизации практически не нуждается, но у кандидата в премьеры на этот счет было собственное мнение. Он нисколько не сомневается в том, что российская фискальная система действительно будет одной из лучших, но только в том случае, если удастся максимально освободить от налогов социальные расходы россиян.
Депутаты не удержались от каверзных вопросов и все же поинтересовались последним абсолютно непопулярным решением правительства повысить тарифы на услуги естественных монополий.
- За счет одного сектора экономики нельзя опускать другой, - сказал Путин, - чтобы не получилось, как в пословице: "Нос вытащили, хвост увяз". Мы должны поддержать наших энергетиков, чтобы вытащить всю экономику.
Экс-президент явно не шутил, фактически перебросив шар на сторону депутатов, чтобы уже они принимали решение.
- Хотите? Тогда давайте сходим к бастующим железнодорожникам и скажем, что им надо потерпеть, - предложил он выход. - Или возьмем и направим им часть средств, намеченных на различные цели. Но взять их придется из бюджета, то есть забрать у образования. Хотите? Сделаем.
Этого не хотел никто. Депутаты поддерживали кандидата в премьеры и его взвешенный подход бурными аплодисментами. И только лидер КПРФ Геннадий Зюганов продолжал не соглашаться. Ни с чем. Это традиционная позиция коммунистов. Но больше похожая на торг. Накануне торг не удался, и вчера Зюганов вроде и хвалил, а вроде и критиковал премьера Путина, но в результате его фракция проголосовала против. Но больше всего Геннадий Зюганов сожалел о том, что Путин не стал президентом Союзного государства, несмотря на его уговоры. А на этом посту, судя по всему, у него ничего не получится. "У Владимира Владимировича Путина есть хорошее качество: он установил хороший контакт с лидерами фракций, он умеет слушать, делать пометки и тут же комментировать высказываемые мнения", - заметил лидер КПРФ. Однако, по его мнению, "Путину повезло: за 8 лет правления не было ни одной холодной зимы, ни одной большой засухи, и золотовалютные резервы - этот дождь сыпался". Именно поэтому, судя по всему, коммунисты оценивают "это время как время упущенных возможностей".
- Да, вам удалось укрепить единство страны, мир стал прислушиваться к нам, - продолжил он. - Но положение мы оцениваем как чрезвычайно тяжелое и господствующие тенденции - как угрожающие.
Зюганов припомнил и износ основных фондов, и рост импорта продовольствия, и низкие зарплаты, и высокую квартирную плату, и низкое пособи е по уходу за детьми. Но главные претензии он все же адресовал министрам - Алексею Кудрину, Андрею Фурсенко, Дмитрию Козаку. По его мнению, за минувшие годы "не удалось запустить развитие и сохранить основы демократии".
Коммунисты кандидатуру Путина на пост премьер-министра поддержать не захотели. Чем, собственно, и не очень-то огорчили.
Не удалось убедить коммунистов ни взвешенным подходом, ни предложениями развивать реальный сектор экономики, в частности сельское хозяйство, ни целая программа действий, по которой предполагает двигаться кабинет Путина.
- Когда идет процедура завершения формирования власти - это праздник, - не удержался лидер ЛДПР Владимир Жириновский.
Либерал-демократы готовы были поддержать кандидатуру премьера быстро и безоговорочно. Но Жириновский не мог уйти со сцены без полемики, и полемика случилась. Только не с кандидатом в премьеры, а с Зюгановым. Владимир Жириновский с нескрываемым наслаждением почти десять минут критиковал лидера КПРФ с присущими только ему эмоциями под откровенный смех депутатов и улыбки сидящих в президиуме Дмитрия Медведева и Владимира Путина. Он обрушивал в адрес Зюганова фразы вроде: "Не надо нам здесь голову морочить!", "Уберите с трибуны чай Зюганова!". И прошелся по роли КПРФ в истории страны буквально от истории Российской империи и СССР до проблемы рождаемости и мирового продовольственного кризиса. Но вот открыто в поддержку кандидатуры Путина или против нее лидер либерал-демократов с трибуны не сказал ни слова, пока ему не был выключен микрофон.
Путин критику Зюганова тоже не принял и даже ответил на нее. Он посчитал, что она вызвана не неудачами, а успехами правительства. И это снизило политические амбиции коммунистов. Правда, при этом Путин удовлетворенно продемонстрировав наличие оппозиции в демократическом государстве. "Я считаю нормальной и естественной сегодняшнюю процедуру и то, что оппозиционная фракция КПРФ голосовала против", - сказал новый премьер по завершении дискуссии.
В итоге Путин поставил рекорд: Госдума утвердила его кандидатуру на премьерский пост 392 голосами. Против проголосовали лишь 56 человек. И это при том, что для утверждения его кандидатуры достаточно было набрать лишь 226 голосов.