Уважаемые депутаты Госдумы!
Прежде всего хочу поблагодарить Дмитрия Анатольевича за добрые слова в мой адрес, за то, что президент РФ внес мою кандидатуру на ваше рассмотрение на должность председателя правительства РФ.
Действительно за предыдущие годы сделано немало, но перед нами стоят огромные, большие, грандиозные задачи. И дело не только в законодательных процедурах, предусмотренных Конституцией и нашими законами. Дело в том, что каждый из сидящих здесь в зале должен опираться не только на то, что сделано в прошлом, все мы должны смотреть в будущее. Поэтому я считаю своим долгом изложить вам мое видение работы правительства на ближайшее время.
В августе 1999 года как кандидат на должность председателя правительства РФ я уже выступал с этой трибуны. Ситуация в стране была тогда крайне сложной, и ради интересов страны, ее целостности и благополучия миллионов людей надо было оставить в стороне межпартийные склоки и болтовню пустую. Действовать решительно, с пониманием всей остроты момента и полноты ответственности за происходящие тогда события. Такой была моя позиция тогда, и с ней я обратился к депутатам. Рассчитывал на единение вокруг общих целей и не ошибся. С тех пор Россия не просто изменилась, она без преувеличения стала другой страной. Однако сейчас, как и прежде, убежден, нам нужна консолидация политических сил и солидарность общества. Необходима слаженная работа всех ветвей власти.
Их самое тесное партнерство в интересах всех граждан страны, успешного национального развития. Для меня очевидно, что правительство может быть по-настоящему сильным и эффективным лишь в том случае, если оно может в полной мере опереться на законодательную власть. Исходя из этих принципов, намерен строить свои взаимоотношения с Госдумой. Рассчитываю на такой же подход с вашей стороны. Добавлю, что накануне были проведены консультации с руководителями парламентских фракций. Это был интересный конструктивный разговор, и, главное, ощущался общий настрой на сотрудничество, готовность вместе работать ради России, ради ее интересов.
На февральском заседании Госсовета я подробно изложил свое видение основных приоритетов развития России. Сейчас они детализируются в конкретных планах работы и, несомненно, станут основой для деятельности кабинета министров.
Убежден, у нас есть все возможности поднять конкурентоспособность нашей экономики. И изменить ее структуру за счет развития самых современных производств. Кроме того, мы способны и должны в течение 10-15 лет войти в число стран - лидеров по ключевым показателям качества жизни. По таким, как уровень доходов и социального обеспечения, качества образования и здравоохранения, продолжительность жизни, экологическое благополучие, обеспеченность жильем.
Для современной России уже стал привычным и рост экономики и реальных доходов граждан. Объем нашего ВВП, рассчитанный по приоритету покупательной способности валют, превысил 2 трлн долларов США. По этому показателю Россия сейчас занимает седьмую позицию в мире, а, по прогнозам международных экспертов, способна уже в текущем году шагнуть еще на одну ступеньку вверх и обойти по объему ВВП Великобританию.
Нам надо отдавать себе отчет в том, что российская экономика развивается в условиях растущей и крайне жесткой конкуренции. И по очень многим параметрам мы все еще серьезно проигрываем ключевым экономическим игрокам, которые отнюдь не стоят на месте, они также развиваются.
Непростая ситуация складывается в мировых финансах на рынке продовольствия, где Россия одновременно и крупный импортер, и экспортер. Например, по зерну мы всегда с советских времен были здесь только импортерами. Закупали в Канаде и США. Сейчас мы вышли на вторую-третью позицию по экспорту зерна. Делим эту позицию с Канадой. Поговорим мы и на эту тему.
Добавлю, что цены на традиционные товары российского экспорта подвержены существенным конъюнктурным колебаниям. И при этом мы пока крайне слабо представлены на динамичных рынках наукоемкой продукции, замечу, не только на внешнем, но и на собственном, даже на внутреннем рынке. Если мы не добьемся прорыва на рынке товаров и услуг с высокой добавленной стоимостью, Россия обречена на уменьшение своей роли в развитии мировой экономики. За всем этим кроются серьезные риски для существования нашей государственности, для обеспечения национальной безопасности и обороноспособности государства. Поэтому, как я уже не раз говорил, для нас жизненно важной задачей является значительное повышение эффективности и устойчивости национальной экономики, повышение на основе роста производительности труда и развития человеческого капитала.
С производительностью труда, как вы знаете, у нас большие проблемы. За счет повсеместного внедрения инноваций мы должны развиваться, добиваться улучшения инфраструктуры, модернизации социальной сферы и формирования максимально благоприятной среды для предпринимательской деятельности.
Хотел бы подробнее остановиться на том, что предстоит сделать в ближайшие годы. Нам прежде всего нужна макроэкономическая стабильность. В этой связи мы будем уделять самое пристальное внимание всем аспектам финансовой политики. В первую очередь мерам, направленным на снижение инфляции. Каждый из нас на себе ощутил, как она бьет по карману. Первыми от нее страдают наиболее уязвимые слои населения. Если в прошлом году инфляция была 11,9%, то для малоимущих граждан она составила 14,5%. Необходимо в течение ближайших лет выйти на однозначную цифру. Добавлю, что увеличивающийся потенциал России, финансовые резервы - это та прочная основа, которая позволяет нам пройти через период нестабильности в мировой экономике. Более того, мы можем с выгодой для себя использовать открывающиеся возможности, в том числе для внешней экспансии национального капитала. А также для повышения доходности от инвестирования государственных финансовых резервов.
Убежден, что в России может и должен быть сформирован один из крупных финансовых центров мира. Это нужно для расширения финансирования нашего частного сектора. Кроме того, в наших интересах, чтобы такой центр служил укреплению стабильности и в глобальных финансах. В этих целях следует предпринимать следующие меры по развитию национального финансового рынка и банковской системы. Надо оптимизировать существующую инфраструктуру и упорядочить систему госрегулирования финансового рынка. В настоящее время одни и те же операции различных участников финансового рынка регулируются по-разному, что создает неравные конкурентные условия. Необходимо поддержать консолидацию финансовых институтов и внедрение современных систем расчетов.
Второе направление - это совершенствование законодательства в финансовой сфере, формирование нового права, регулирующего сделки с производными финансовыми инструментами. Вы знаете, что такое фьючерсы, опционы, кредитные ноты. Как это ни странно, до сих пор участники рынка вынуждены пользоваться иностранными нормами права, в том числе - английскими.
Третье - надо создавать по- настоящему массовый класс инвесторов. Люди даже со скромными накоплениями должны получить возможность приумножать свои капиталы, вкладывая их в различные отрасли национальной экономики. Для этого нужно стимулировать появление крупных публичных компаний, успешное размещение их акций на внутреннем рынке.
Четвертое - на рынке ценных бумаг надо сформировать комфортный налоговый режим.
Отмечу, что по всем этим направлениям до конца года должны быть приняты первоочередные законодательные решения. И подготовлен четкий план действий. И это наша с вами совместная работа.
Сегодня мы уже значительно приблизились к тому, чтобы построить одну из лучших налоговых систем в мире. В министерстве финансов считают, что она и так уже чуть ли не лучшая, но я в этом пока сомневаюсь.
У нас есть над чем работать. Система, работающая на модернизацию экономики, рост инвестиций в инфраструктуру и новые технологии, в образование и здравоохранение, улучшение жилищных условий наших граждан.
Поясню, что для этого должно быть сделано. Первое - мы должны пойти на максимально возможное освобождение от налоговой нагрузки расходов граждан и организаций на образование и здравоохранение, пенсионное обеспечение и оплату процентов по ипотечным кредитам.
Во-вторых, все организации, оказывающие социально значимые услуги- и государственные, и муниципальные, и частные,- должны быть поставлены в равные налоговые условия при переходе на новые механизмы финансирования. Это будет важным шагом в развитии конкурентной среды и привлечении частных инвестиций. Прежде всего в сферы здравоохранения, образования, культуры.
Третье - для обновления производств нам понадобится либерализация амортизационной политики. Поэтому со следующего года должны быть внедрены дополнительные механизмы ускоренной амортизации основных средств, и прежде всего, технологического оборудования.
Нужно также расширить набор мер налогового стимулирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Прежде всего по приоритетным для государства направлениям.
Доходы наших нефтяников действительно немаленькие, но при этом мы изымаем значительную часть этой прибыли в бюджет. Докладываю, мы изымаем в бюджет разными способами с помощью НДПИ и таможенных ввозных пошлин 75-80% прибыли нефтяных компаний. Из-за этого растет количество выведенных из оборота низкодебетных скважин, вяло ведется разведка новых месторождений. Для стимулирования роста добычи и переработки нефти настало время принять решение о снижении налоговой нагрузки на этот сектор экономики. Необходимо также обеспечить эффективное администрирование ранее принятых решений по налоговому режиму для выработанных месторождений. Идет серьезная дискуссия по снижению налога на добавленную стоимость.
Считаю, что не позднее августа этого года мы должны окончательно определиться в отношении стратегии и тактики дальнейшего снижения налогового бремени и на какую величину надо снизить налоги, чтобы создать дополнительные стимулы экономического развития страны.
Необходимо избавить граждан и организации от траты времени на составление бумажек с никому не нужной информацией. Исполнение требований государства по уплате законных налогов должно сопровождаться снятием бюрократических барьеров. Все законодательные инициативы в сфере налогообложения будут внесены в правительство в ходе текущей и осенней сессии Госдумы.
Такие шаги будут означать, что наша экономика, национальный бизнес, социальная сфера получат серьезные дополнительные ресурсы для развития. По оценкам экспертов, речь идет о сотнях миллиардов рублей в год. Кроме того, ослабление налогового бремени - это значительный стимул к формированию благоприятного делового климата в стране. В связи с этим ждем ответственную реакцию со стороны бизнеса по выводу экономики из тени. И повторю, нам в целом необходимо дальнейшее расширение предпринимательской свободы. В этой связи правительство начнет масштабную работу по устранению в экономике административных барьеров.
Речь идет в том числе и о сокращении контрольных полномочий проверяющих органов, о замене разрешительных процедур при открытии бизнеса на уведомительные. Надо резко уменьшить перечень лицензируемых видов деятельности, а также товаров и услуг, требующих обязательной сертификации. Одновременно на этом направлении следует расширять сферу применения обязательного страхования ответственности, как бы это ни было неприятно для участников бизнеса. Необходимо это делать, если мы хотим переходить к нормальным, цивилизованным процедурам и обеспечить интересы участников этого процесса.
Добавлю, что еще в 2006 году был принят Закон "О защите конкуренции". Необходимо заняться его действенной реализацией и проведением эффективной антимонопольной политики. Надо жестко пресекать попытки монополистов засунуть руку в чужой карман. Мы уже многое сделали для улучшения культуры корпоративного управления, развития соответствующих норм права.
Объемы рыночной капитализации российских компаний говорят сами за себя. Вы это хорошо знаете. Тем не менее в законодательстве еще сохраняются лазейки, позволяющие незаконно присваивать чужую собственность. Просил бы вас, уважаемые коллеги, поддержать подготовленный в правительстве пакет антирейдерских законов, чтобы наконец покончить с этим реликтом 90-х годов.
Уважаемые депутаты! Помимо общих, универсальных мер, направленных на подъем экономики и формирование благоприятной деловой среды, нам нужны специальные инструменты поддержки отдельных отраслей. Прежде всего тех, которые играют ключевую роль в развитии страны и требуют непосредственного внимания со стороны депутатского корпуса и правительства. Сегодня остановлюсь на некоторых таких направлениях.
Это прежде всего инфраструктура, сельское хозяйство, высокотехнологичные отрасли, включая судостроение и авиацию. Наша ключевая задача - в максимальной степени снять ограничения для экономического роста, вызванные отставанием в развитии инфраструктуры.
Правительство подготовило Стратегию развития транспорта до 2030 года. Это, в хорошем смысле, амбициозный документ. Конкретные проекты будут определены в новой Федеральной целевой программе развития транспортной системы на период до 2015 года. Объем финансирования этой программы из всех источников составит более 13 трлн рублей! В том числе 4,7 трлн из федерального бюджета. Это значит, что в 2010 году финансирование из федеральных источников увеличится в два раза по сравнению с 2008 годом. В два раза!
Хотел бы подчеркнуть: в развитии инфраструктуры мы все в большей степени должны ориентироваться именно на частного инвестора. А для этого надо на долгосрочную перспективу обеспечить конкурентоспособные условия для работы бизнеса в инфраструктурных проектах, в том числе за счет новой тарифной политики.
Считаю, что тарифное регулирование инфраструктуры должно строиться на следующих принципах. Во-первых, долгосрочные тарифы должны гарантировать инвесторам и кредиторам возвратность и рыночную доходность вложенных средств. Во-вторых, нужно связать уровень тарифа с качеством оказываемых услуг, экономически стимулировать снижение издержек. Уже с июля этого года по такой новой методике будут реализованы пилотные проекты в распределительных электрических сетях. К 2011 году долгосрочное тарифное регулирование будет введено в энергосетях во всех регионах страны. В перспективе практика долгосрочных тарифов будет распространена на всю инфраструктуру. Мы с вами должны понять, что если не будет стабильности, не будет и развития в этом секторе экономики.
Нам нужно не просто повышение тарифов, разумеется, в электроэнергетике, газовой сфере, на транспорте, а кардинальный рост энергоэффективности экономики в целом. Так расточительно, как мы, не тратит ресурсы никто в мире. Государство должно стимулировать участников экономической деятельности к внедрению более эффективных технологий и одновременно с этим расширять адресную социальную поддержку граждан, причем в достаточных объемах и по доступным, не обременительным, не унизительным для людей правилам.
Мы уже приступили к реструктуризации отечественного судо- и авиастроения. Поддержка развития этих отраслей будет одним из приоритетов правительства. Уже создана Объединенная судостроительная корпорация. Правительство в 2009 году полностью завершит акционирование входящих в корпорацию государственных унитарных предприятий. Серьезные цели поставлены и перед Объединенной авиастроительной корпорацией - к 2025 году войти в число ведущих самолетостроительных корпораций в мире.
И, наконец, нам нужно усилить системную работу по развитию отечественного агропромышленного комплекса. Рост цен на продукты питания, начавшийся на мировых рынках в середине прошлого года, реально сказался на ситуации на нашем внутреннем рынке, отразился на благополучии российских граждан. Нужно это сказать прямо, и нужно это признать.
Поэтому важнейшая экономическая, социальная и политическая задача - обеспечить устойчивую работу отечественного продовольственного рынка, застраховав его от резких ценовых колебаний в мире. Именно этими проблемами правительство займется в первоочередном порядке.
Уважаемые коллеги! Построение инновационной экономики, как мы уже не раз говорили, невозможно без постоянного развития человеческого фактора, человеческого капитала, просто для создания условий для полноценного развития личности, без крупных инвестиций в здоровье, образование, обеспечение безопасных и комфортных условий жизни.
В работе правительство будет ориентироваться на самое серьезное партнерство с органами государственной власти и местного самоуправления, с институтами гражданского общества и деловыми кругами. На основе приоритетных национальных проектов нам предстоит продолжить глубокие системные преобразования в соответствующих сферах. Добавлю, что они будут опираться на серьезные ресурсы. В 2010 году расходы консолидированного бюджета страны на развитие образования достигнут почти 2 трлн рублей. На здравоохранение - также около 2 трлн рублей. Это в разы больше, чем еще несколько лет назад. По сравнению с 2004 годом в четыре раза вырастут расходы на образование. В 4,5 раза - расходы на здравоохранение.
В ближайшее время будут приняты основные образовательные стандарты нового поколения. Начнется формирование национальной системы оценки качества образования. Региональные и муниципальные власти должны серьезно заняться проблемами начального и среднего профессионального образования, которое находится в их сфере ответственности. Многие из наших ПТУ и техникумов словно застыли в прошлом веке. Нужно развернуть их в сторону современного производства и экономики, к рынку труда. И существенно совместно с работодателями обновить содержание образовательных процессов, программ в таких учебных заведениях.
Опыт создания Южного и Сибирского федеральных университетов помог нам отработать новые организационно-правовые формы, а также современные механизмы финансирования и интеграции образования, науки и производства. На федеральном уровне будут поддержаны и реализованы программы по созданию в России целой сети современных научно-образовательных центров. В перспективе речь может идти об организации 16-20 таких федеральных центров, как на базе вновь образуемых, так и уже существующих университетов. В их структуру, помимо собственно университетов, должны влиться академические, отраслевые научно-исследовательские институты. А за счет такой интеграции новые научно-образовательные центры смогут быстрее войти в число мировых лидеров, фактически превратиться в крупные национальные и международные исследовательские центры. И один из них мы обязательно создадим на Дальнем Востоке. Он должен сыграть ключевую роль в развитии всего этого региона.
Вы знаете, мы готовимся к проведению саммита АТЭС на Дальнем Востоке. И все время задавались вопросы: а что делать с теми зданиями, сооружениями, с теми ресурсами, которые мы вложим в подготовку этого мероприятия? Дмитрий Анатольевич Медведев предложил весь этот комплекс отдать под нужды образования и науки. Это замечательная инициатива.
В ближайшее время также будет принята Федеральная целевая программа "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 гг.". В ее рамках должно быть обеспечено решение ключевых задач по обновлению научно-педагогических кадров.
Теперь о развитии здравоохранения. Нас не могут устраивать сегодняшний уровень доступности и качество медицинской помощи, а также сохраняющееся бесправное положение пациентов. В этой связи нужно сформировать реально работающую модель медицинского страхования и обеспечить переход на современные механизмы финансирования, завершить разработку стандартов медицинской помощи.
Повторю, деньги в медицинские учреждения должны поступать за оказанные конкретные медицинские услуги. А у граждан должно появиться право на выбор врача, медицинской организации, страховой медицинской компании. При этом следует развивать механизмы ответственности гражданина за свое здоровье и разумное пользование такими общественными благами, как система здравоохранения, и всем, что с ним связано.
Но не следует также забывать об ответственности самих медицинских работников и пациентов. В этих целях в 2008-2009 годах нужно будет принять все необходимые нормативно-правовые акты, а в федеральном законе о бюджете на 2010-2011 годы предусмотреть возможность выделения средств для улучшения всей системы здравоохранения. Подчеркну, вся организационно-подготовительная работа должна начаться уже в 2009 году.
Не могу не остановиться еще на одной теме, прямо связанной со здоровьем и самосохранением нации. Для нас настоящим бедствием стали курение и пьянство. В России потребляют алкоголь и курят в два раза больше, чем в большинстве развитых стран. И бороться с этим злом надо, конечно, не путем запретов или повышения цен. Считаю, что здесь мы не должны жалеть денег на спорт, на создание условий для полноценного отдыха граждан России, а также на эффективную информационную пропагандистскую кампанию, пропаганду здорового образа жизни. И здесь нужен просто государственный заказ. Просто увещеваниями, просьбами мы не решим эту проблему.
Следующая важнейшая проблема - жилье. Приоритетами работы станут постоянное наращивание объемов вводимого жилья и увеличение его доступности для семей с разным уровнем доходов. За последние семь лет объемы жилищного строительства увеличились в два раза. Но даже такие темпы роста явно не достаточны для удовлетворения существующих растущих потребностей граждан России, что абсолютно естественно.
Обращаю внимание, что, наращивая объемы строительства, надо возводить жилье нового качества, используя энергосберегающие технологии и экологичные материалы. Надо как можно скорее запустить индустрию быстро возводимого индивидуального жилья. В текущем году мы должны приступить к реализации крупных проектов по строительству новых районов малоэтажной застройки в каждом субъекте Российской Федерации. Необходимо обеспечить ускоренное вовлечение в оборот новых земельных участков, их обустройство инженерной инфраструктурой.
Для этого в соответствии с указом президента должен быть образован Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства. Предполагается передать ему земельные участки, находящиеся в федеральной собственности и не используемые до сих пор по прямому целевому назначению. И, наконец, нужно продолжить работу по улучшению условий кредитования на жилищном рынке и развитию ипотеки.
Мы не должны забывать и о строительстве социального жилья. Об этом вчера говорили лидеры фракций, с которыми я встречался, и я с этим абсолютно согласен.
Дорогие друзья! Завтра мы будем отмечать наш главный всенародный праздник - День Победы. Мы будем чествовать солдат Великой Отечественной. Забота о ветеранах - наш святой нравственный долг. Уже принято решение, что к 9 Мая 2010 года мы обязаны полностью решить проблему жилья для ветеранов, закрыть ее совсем.
Кроме того, в этом году инвалиды войны должны быть полностью обеспечены специальным автотранспортом или при желании смогут получить адекватную денежную компенсацию. В этом году закроем для ветеранов проблемы с транспортом. В 2010 году - все проблемы с жильем.
Мы всегда обязаны помнить уроки той войны. Только боеспособные, хорошо укомплектованные Вооруженные силы с очень высоким моральным духом могут защитить суверенитет и целостность страны. Начиная с 2001 года на вооружение было принято более 300 новых образцов военной техники. Этого недостаточно. В общем, немало - 300 образцов, но пока недостаточно. И главное, Вооруженные силы их не закупают в нужном объеме. Это все нужно будет обеспечить в дальнейшем.
Поддержка армии и флота остается для нас безусловным приоритетом. В бюджет в полном объеме будут заложены средства, необходимые для обеспечения военнослужащих и граждан, увольняемых с военной службы, постоянным жильем к 2010 году, а к концу 2012 года окончательно должен быть сформирован фонд служебного жилья.
Нужно также признать, что существующая система денежного довольствия, несмотря на его регулярную индексацию, не позволяет достойно оплачивать ратный труд тех, кто обеспечивает безопасность страны. Причем на самых ответственных участках: подводных лодках, стратегических бомбардировщиках, войсках ПВО, РВСН.Тех, кто служит в частях и подразделениях, которые играют ключевую роль в обеспечении обороноспособности России. Поэтому предлагаю создать для таких военнослужащих систему специального материального поощрения и сразу же, в 2009 году, направить на эти цели не менее 25 млрд рублей. С постоянным наращиванием этой суммы, доведением в последующие годы до уровня, необходимого для кардинального улучшения денежного довольствия всей данной категории военнослужащих.
И, конечно, мы продолжим активную работу, нацеленную на общий рост доходов в стране, на улучшение системы пенсионного обеспечения. Считаю, что в самое ближайшее время нам нужно принять важнейшие решения - важнейшие для экономики, для социальной сферы, для бюджета. Решения, по которым не первый год идут жаркие дискуссии и откладывать которые дальше невозможно, да и не нужно.
Поясню, о чем идет речь. Известна договоренность Партии "Единая Россия" и Федерации профсоюзов о том, что необходимости того, чтобы минимальный размер оплаты труда был на уровне не ниже прожиточного минимума. Разделяю такой подход, вместе с тем нужно понимать, что существует огромная дифференциация как в прожиточном минимуме по регионам, так и по условиям оплаты по отраслям. Мы должны с вами это практически иметь в виду и учитывать. А чтобы эффективно бороться с бедностью, - а выравнивание прожиточного минимума и МРОТа - это прежде всего борьба с бедностью, для того, чтобы эффективно бороться с ней, нужны другие меры. По мнению экспертов и по опыту других стран эти меры могут быть и более адресными, и более результативными.
Тем не менее считаю необходимым уже в весеннюю сессию исполнить взятые на себя обязательства - принять закон, по которому с 1 января 2009 года минимальная заработная плата в нашей стране должна быть установлена на уровне 4330 рублей. Поясню, почему эта цифра: это фактически прожиточный минимум, сложившийся в стране на четвертый квартал 2007 года и утвержденный, просчитанный на момент принятия законодательного решения. Просто такие решения мы не можем принимать по прогнозу. Мы считаем их задним числом, подсчитываем результаты за прошлый год. Последняя выверенная и утвержденная правительством цифра - это четвертый квартал 2007 года.
В планах на последующие годы должна быть предусмотрена индексация минимального размера оплаты труда с превышением прогнозируемого размера инфляции. Это фактически и будет прожиточный минимум.
Для того чтобы обеспечить работу бюджетной сферы в новых условиях, должен быть повсеместно осуществлен переход на новые системы оплаты труда. Все необходимые для этого расходы должны быть учтены в бюджете.
Уважаемые коллеги, это серьезные средства. Не буду сейчас называть объем. Но если мы хотим перейти на новые системы оплаты труда и хотим сделать это безболезненно, наоборот, с пользой для развития этой сферы, надо предусмотреть деньги. Будем к вам с этим обращаться.
Правительство совместно с региональными властями и профсоюзами разработает до конца года конкретный план борьбы с бедностью. Разумеется, с привлечением депутатского корпуса. Учитывая при этом, как записано в трехстороннем соглашении, возможности отдельных регионов России и интересы отдельных отраслей экономики, о чем я уже выше сказал.
Необходимо создать устойчивый механизм пенсионного обеспечения на длительную перспективу. Следует существенно повысить реальный размер трудовой пенсии. При этом в опережающем порядке должны быть увеличены доходы пенсионеров старших возрастов - то есть тех, у кого уже нет возможности дополнительного приработка, но которым для поддержания здоровья требуются большие расходы.
Устанавливая уровень минимальной пенсии, нам больше нельзя ориентироваться на средний уровень. Надо добиться того, чтобы доходы пенсионеров с учетом пенсии и других видов социальной помощи были бы не ниже прожиточного минимума, который реально сложился в регионе проживания. Здесь основную роль должны сыграть адресные доплаты и другие меры социальной поддержки, устанавливаемые на уровне субъектов Федерации. И, разумеется, при финансовой поддержке со стороны федерального бюджета. Мы это обязательно будем предусматривать.
Для работающих граждан надо шире внедрять программу добровольного софинансирования пенсионных накоплений. Уже принят Федеральный закон о дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке пенсионных накоплений. Хочу вас за это поблагодарить. Все расходные обязательства по этому закону должны быть, безусловно, учтены при формировании федерального бюджета начиная с 2010 года. Мы тоже не можем назвать окончательную цифру, сколько людей войдет в эту систему. Но прогноз есть, он серьезный, и потребуются очень большие ресурсы на пенсионную реформу, очень большие.
В целом, за последние полгода, хочу вам раскрыть эту кухню, мы практически в еженедельном режиме обсуждали эти проблемы. Считаем, что ресурсов у нас хватит. Считаю, что практическая реализация всех этих мер должна создать условия для получения достойной пенсии как теми, кто уже находится на пенсии, так и теми, кому это еще предстоит в будущем.
При определении объемов расходов при выплате пенсий, зарплат бюджетникам и государственным служащим будет в полной мере учитываться динамика инфляции. Предусмотрена и регулярная индексация детских пособий и материнского капитала. С учетом позитивно складывающейся динамики рождаемости потребность в таких средствах будет расти. Это еще одно подтверждение, что наши шаги в сфере демографии дают результаты, они были правильными. Еще раз напомню: за первые три месяца этого года в стране родилось на 34 тысячи детей больше, чем за тот же период прошлого года. Рост составил 9 процентов.
Уважаемые депутаты Государственной Думы, чтобы достичь поставленных целей, нужно серьезное улучшение всей системы государственного управления. Это касается всех уровней исполнительной власти, местного самоуправления. Считаю, у нас есть дополнительные возможности для дальнейшей передачи части федеральных полномочий регионам страны. Разумеется, при одновременном внедрении системы объективной оценки работы органов исполнительной власти субъектов Федерации.
Более того, целесообразно передать значительную часть функций, которые сейчас исполняют государственные органы, в негосударственный сектор, используя в дальнейшем механизм государственного заказа и возможности саморегулируемых организаций.
Нам в целом нужно определиться с масштабами, структурой и целями государственного сектора. Десятки предприятий, находящихся в полной собственности государства, не модернизируются, замыкаются исключительно на бюджетные деньги, работают, к сожалению, подчас в убыток. При этом отсутствует какая-либо мотивация к оптимизации расходов, получению прибыли и качественному исполнению заказов.
Давно пора переходить на современные принципы осуществления государственных инвестиций и бюджетных расходов. Эти средства не должны уходить в песок, а должны приносить реальную ощутимую отдачу. То, что сегодня происходит в области государственных расходов, не выдерживает никакой критики. Стройки зачастую обходятся нам в разы дороже, чем аналогичные зарубежные объекты. Вы знаете, сейчас начали смотреть планы реализации крупных масштабных проектов, о которых вы все знаете.
Ну, удивительно просто! По сути, одни и те же объекты в разы у нас дороже, чем в Западной Европе. Энергетика дешевле, рабочая сила дешевле, да все дешевле! А объект дороже. И все правильно подсчитано. Серьезно! Все правильно подсчитано! Эксперты дают такие заключения! Экспертизу так проходят.
Нет, не только воруют. Хотя это само собой. И с этим нужно бороться с помощью прокуратуры и правоохранительных органов. У нас устаревшие системы оценок того, что нужно сделать. У нас все еще 60-е годы там. И по этим НИПам, СНИПам все считают и постоянно накручивают, и все - правильно.
Столь же нетерпимая ситуация с текущими расходами. Объем их ежегодно растет. Одновременно раздувается число работающих в учреждениях и органах исполнительной власти. А результат, мягко говоря, сомнительный. Повторяю, в государственных и муниципальных учреждениях фактически нет мотивации к повышению качества оказываемых услуг. Бюджет платит учреждению по факту его существования, а вовсе не за надлежащим образом оказанную услугу. Но когда приходит клиент с живыми деньгами, все сразу меняется. За ним начинают бегать, ухаживать. Вывод из этого простой - бюджетные деньги тоже должны стать живыми. Там, где это возможно, нужно переходить к финансированию государственных услуг на основе конкретного государственного заказа. При этом плату из бюджета органы власти и организации должны получать за услуги должного качества и объема. В принципе такие эксперименты проводятся, и они проходят положительно.
Заканчивая выступление, еще раз выделю приоритеты будущего правительства. Приоритеты, которые ставит перед нами сама жизнь и необходимость обеспечить России, нашему народу историческую перспективу к процветанию. Это прежде всего создание условий для развития человека за счет подъема образования, здравоохранения, науки, культуры и эффективной социальной политики. Это переход экономики на инновационный путь. Это развитие инфраструктуры: транспортной, жилищной, коммунальной, энергетической, социальной, финансовой и информационной.
И, наконец, это совершенствование работы государственных и общественных структур. Речь идет о правительстве, министерствах, ведомствах, о региональных властях, местном самоуправлении и некоммерческих организациях. Очевидно, что все эти направления тесно между собой связаны, они не могут развиваться в отрыве друг от друга. И, для того чтобы обеспечить согласованное одновременное движение к поставленным целям, необходима высоко профессиональная ответственная деятельность правительства. Намерены этого добиваться.
В завершение хочу еще раз поблагодарить нынешний состав Государственной Думы за конструктивное взаимодействие и поддержку всех выдвинутых в последние месяцы инициатив. Рассчитываю, что и в дальнейшем законодательная власть будет взаимодействовать с федеральным правительством в режиме сотрудничества и взаимной поддержки.
За последние годы Россия существенно окрепла. Мы обладаем достаточным ресурсным потенциалом, чтобы решать еще более сложные, более амбициозные задачи и цели. Дело за тем, чтобы накопленный нами потенциал использовать грамотно, эффективно, должным образом.
Со своей стороны готов приложить все усилия для достижения поставленных целей, для получения новых и значимых результатов во имя процветания страны и достойной жизни граждан России.
Благодарю вас за внимание.
Текст выступления взят с официального сайта партии "Единая Россия"
www.edinros.ru.
Читайте также:
Репортаж нашего специального корреспондента Елены Лашкиной с заседания Государственной Думы