Перемены, которые происходят в последнее время в российском налоговом ведомстве, все чаще приносят с собой не только заботы, но и достаточно приятные для налогоплательщиков новости. На днях минфин и Федеральная налоговая служба (ФНС) предприняли попытку сделать конструктивным и необременительным общение налоговых инспекторов с посетителями.
Министерство юстиции зарегистрировало утвержденный приказом финансового ведомства административный регламент о порядке информирования налогоплательщиков.
Не секрет: взаимоотношения фискальных органов с компаниями, индивидуальными предпринимателями и просто "физиками" - физическими лицами - пока далеки от идеала. На проблемы, возникающие при обращении к налоговикам, все они жалуются постоянно. Теперь согласно новым заповедям мытарей им придется работать и четче, и оперативнее. По сути, регламент - четкая инструкция, которой должен следовать каждый представитель фискальных органов. "Административный регламент разработан в целях создания комфортных условий для налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов" - гласит документ.
Регламент подробнейшим образом расписывает, как и в какие сроки налоговики должны представлять информацию о расчетах фирмы или предпринимателя с бюджетом, рассматривать обращения граждан, организовывать работу и т.д. Не случайно новый регламент (461 килобайт в электронном виде) оказался почти в два раза больше ранее действовавшего, утвержденного в 2005 году.
Отныне ко всем, кто обратится за консультацией, представители фискальных органов обязаны относиться "корректно и внимательно". Не унижая
честь и достоинство посетителей, информировать их "по сути обращений в вежливой форме".
Прием налогоплательщиков будет осуществляться ежедневно, кроме выходных и праздничных дней, без обеденного перерыва. Максимальное время ожидания в очереди - 30 минут. Правда, в случае необходимости за пять рабочих дней до истечения срока представления деклараций руководство инспекции вправе определить иное время ожидания с учетом имеющихся ресурсов, но не более двух часов.
"При этом должен быть обеспечен прием всех налогоплательщиков (их представителей), обратившихся в инспекцию ФНС России, не позднее чем за 40 минут до окончания рабочего дня", - гласит регламент.
Максимальное время представления налогоплательщику информации не должно превышать 15 минут. Максимальное время приема декларации - 10 минут.
Ответ на письменное обращение налоговые органы обязаны дать в течение 30 календарных дней со дня его регистрации в инспекции ФНС. Справка о состоянии расчетов по налогам, пеням и штрафам должна предоставляться в течение пяти рабочих дней.
Собственно, появление новых "стандартов налогового обслуживания" можно было бы только приветствовать: dead-line прописан практически для каждого случая, по которому контактируют инспектор и посетитель. Справедливости ради отметим и другое: года три-четыре назад любой разговор о критериях работы налоговиков был немыслим в принципе. Однако то, что новые критерии будут, пусть и не безукоризненно, соблюдаться на практике, вызывает немалые сомнения.
Оптимизировать общение с посетителями путем написания регламентов и стандартов ФНС пытается несколько лет - еще со времен министра Геннадия Букаева. При этом критерии оценки собственной работы ведомство с завидным упорством ужесточает. Увы, похоже, обкатываются они лишь на отдельных показательных инспекциях, куда время от времени приглашают журналистов. На практике все далеко не так лучезарно. Встречаются, например, случаи, когда даже бланки деклараций, которые должны предоставляться бесплатно и по первому требованию, продаются за деньги. Как показал опрос, проведенный в прошлом году журналом "Главбух", 84 процента бухгалтеров недовольны работой инспекций.
- Производительность налогового труда пока не на высоте, - констатирует налоговый эксперт Наталья Трубицина. - Злой умысел здесь ни при чем. Налоговая отчетность сегодня - это внушительные тома, хотя во многих западных странах она занимает всего несколько страниц. Мытари боятся упустить малейшие детали, что отнимает и у них, и у налогоплательщиков массу времени и сил.
- Взаимоотношения с налоговой далеки от комфортных, - вздыхает предприниматель из Подмосковья Светлана Жилина. - Мой бухгалтер постоянно на это жалуется. Недавно, например, запретили отсылать документы по почте, ссылаясь на то, что потом могут их потерять! Что касается "отмененного" перерыва на обед, то в нашей инспекции повесили (намертво) объявление: "Сегодня работа персонала с 13.00 до 14.00 осуществляться не будет". Вот так. Кстати, из пяти окошек вечно работают два-три.
Увы, контролировать соблюдение административного регламента предписано самим же налоговикам. Эксперты называют такой контроль, мягко говоря, неэффективным.
- Формально документ предусматривает ответственность должностных лиц за нарушения и возможность для налогоплательщиков оспаривать их действия в суде, - отмечает юрист Галина Василенко. - На деле к такой мере прибегают единицы. Моральное удовлетворение от признания твоей правоты - вещь хорошая, но оно никак не компенсирует огромного количества затраченных на судебный процесс времени и сил.
Впрочем, на ситуацию можно взглянуть иначе - с точки зрения самих налоговых органов. Инспекции (по крайней мере в провинции) вопреки общепринятому мнению отнюдь не "жируют" ни по оплате труда сотрудников, ни по техническому оснащению. А нехватка кадров не первый год остается для ФНС проблемой проблем.
Ссылка по теме: Правительство сократило сроки согласования заключений по административным регламентам