Эффектному флотскому празднику предшествовала международная интрига: буквально до последнего дня был неизвестен формат парада.
Тем не менее парад в воскресенье состоялся. Красивый и внушительный. Российский флот представляли 30 боевых кораблей и 10 вспомогательных судов. В Севастополь прилетели исполняющий обязанности министра обороны России Анатолий Сердюков и главнокомандующий ВМФ России адмирал Владимир Высоцкий, а также мэр Москвы Юрий Лужков и российские губернаторы, шефствующие над кораблями и частями Черноморского флота.
Тем временем стало известно, что мэр Москвы Юрий Лужков объявлен на Украине персоной нон грата. Украинская служба безопасности запретила ему въезд на территорию страны.
"Они сделали это, чтобы я молчал, - заявил Лужков тысячам севастопольцев, собравшихся на площади Адмирала Нахимова на праздничный концерт. - Но разве это правильно в данном случае молчать?" И далее вновь озвучит свою позицию, которая и вызывает такое раздражение украинских властей: Севастополь был и остается городом русской славы, Россия просто не имеет права его потерять. Он повторяет эти слова на протяжении уже более полутора десятков лет.
Но если прежде высказывания московского мэра носили больше эмоциональный характер, по которым трудно представить, а что же дальше, как реально вернуть южный порт России, то из последних высказываний вырисовывается уже некий план действий, а главное - его обоснование.
Лужков предлагает не продлевать России договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Москвой и Киевом, срок действия которого истекает в этом году. Выход же из договора, по его мнению, позволит России автоматически вновь поднять вопрос о территориальной принадлежности не только Севастополя, но и Крыма в целом. Причем делать это нужно, заявил Лужков, в международном суде.
Многие недоумевают, какое, собственно, дело мэру российской столицы до города Севастополя, судьба которого давно решена. Лужков это объясняет двумя причинами. Во-первых, сохранение Черноморского флота в Севастополе, по его глубокому убеждению, это не только престиж, но и равновесие в важнейшем для России геополитическом регионе. Во-вторых, или, может быть, наоборот, во-первых, Севастополь многократно пострадал не только во время войн, но и во время перестройки, так как именно здесь "проходила в девяностые годы линия разлома государственного эгоизма и национализма".
Мэр российской столицы пополнил ряды персон нон грата на Украине, среди которых уже значатся директор Института стран СНГ Константин Затулин, генеральный директор Фонда эффективной политики Глеб Павловский, тележурналист Михаил Леонтьев, глава партии ЛДПР Владимир Жириновский и другие не менее известные фигуры российской политики.
Год назад министерство иностранных дел Украины отказалось принять предложение России о взаимном отказе от практики объявления граждан двух стран персонами нон грата. По мнению официального представителя украинского МИДа Андрея Дешица, "принимать такие предложения - это идет вразрез с украинским законодательством и не соответствует существующим международным правилам и дипломатической практике. Мы будем исходить в первую очередь из национального законодательства о том, является ли то или иное лицо угрозой для национальной безопасности или нет".
Камиль Бекяшев, профессор, заведующий кафедрой международного права Московской государственной юридической академии:
- Предложения Юрия Лужкова, озвученные по случаю 225-летия Черноморского флота, при определенных условиях могли бы быть предметом рассмотрения Международного суда ООН.
Однако этот суд рассматривает не все споры, а только такие, которые касаются: а) толкования договора, б) любого вопроса международного права, в) наличия факта, если он будет установлен, который подтверждает нарушение международного обязательства, г) характера и размера возмещения, причитающегося за нарушение международных обязательств.
Как видим, спор по поводу правомерности передачи Крыма Украине не попадает ни под одно из перечисленных выше требований. Известно, что полуостров был передан путем волеизъявления верховной власти единого государства - СССР. Напомним, решение о передаче Крыма было принято на заседании Президиума Верховного Совета СССР 19 февраля 1954 года специальным постановлением.
Необходимо отметить, что судопроизводство в международном суде может начаться только в том случае, если обе стороны спора выступят с заявлением об обязательной юрисдикции этого суда. Скажем, если Украина не сделает этого, то иск Российской Федерации судом будет оставлен без рассмотрения.
Севастополь всегда был российским городом. Его основали и неоднократно отстаивали в сражениях в основном русские люди. Согласно указу Президиума Верховного совета РСФСР от 29 октября 1948 года город Севастополь выделен в самостоятельный административно-хозяйственный центр со своим особым бюджетом и отнесен к категории городов республиканского подчинения. Однако этот указ не вывел Севастополь из состава Крымской области и не подчинил Москве. Он решил всего три вопроса: определил статус Севастополя как города не областного, а республиканского подчинения, установил порядок финансирования напрямую из Москвы и разрешил ему иметь свой автономный бюджет. Но все равно юридически Севастополь остался в составе Крыма и в составе Крымской области был передан под юрисдикцию Украины.
Этот вопрос не был поднят при заключении Союзного договора и при подписании совместного договора России и Украины о дружбе, сотрудничестве и партнерстве 1997 года. Российское руководство официальных требований по поводу возвращения Крыма или определения статуса Севастополя не предъявляло. Правда, Верховный совет РФ в 1993 году принял постановление "О статусе города Севастополь". В нем подтверждается российский федеральный статус Севастополя. Ряд депутатов Государственной Думы обратились в Конституционный суд РФ с запросом о легитимности этого постановления. Однако в 1995 году суд отказал в принятии этого запроса. Таким образом, можно понять, что он не согласился с данным постановлением.
Я согласен с Юрием Лужковым в том, что с момента заключения договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между РФ и Украиной Киев неоднократно отступал от его требований. Один пример: известно стремление Украины стать членом НАТО. Но в статье шестой этого договора прямо сказано, что ни одна из сторон не допустит, чтобы ее территория была использована в ущерб безопасности другой страны. А нахождение натовских сил близ наших границ - это прямая угроза суверенитету России.
Сегодня по требованию населения Севастополь может быть объявлен вольным городом, стать автономной территорией и по типу Западного Берлина или Иерусалима свободно распоряжаться своей судьбой. При продлении договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве Россия вправе выдвинуть условие об автономии Севастополя. Основания для этого есть, и они убедительно изложены в заявлении Юрия Лужкова.