С точки зрения экспертного сообщества и бизнеса, никаких кардинальных изменений, которые могли бы дезбалансировать работу правительства или насторожить предпринимательское сообщество, в новом составе кабинета министров не наблюдается.
Премьер-министр нам хорошо известен, он полностью в курсе всех основных направлений деятельности, которые им разрабатывались совместно с членами президентской администрации "прошлого созыва". И в качестве вице-премьеров его снова окружают ближайшие соратники. Тут даже не о чем беспокоиться.
Первый вице-премьер Игорь Шувалов замечательно отработал последние годы во главе экономического блока президента, и он, безусловно, способен решить те проблемы, которые ему поручены. Это курирование внешнеэкономической деятельности, переговоров по присоединению России к ВТО, господдержки малого бизнеса. Плюс, насколько я понимаю, он будет отвечать и за тарифную политику, и за Федеральную антимонопольную службу. Это те институты развития, в которых Шувалов как раз очень силен.
Новый вице-премьер Сергей Собянин - прекрасный организатор. У него соответственно та часть полномочий, которую он хорошо знает - разграничение полномочий между федеральным центром, регионами, муниципалитетами. Очень логичное назначение.
Первый вице-премьер Виктор Зубков тоже не нуждается в специальном представлении. Ему досталось все сельское хозяйство вместе с профильным нацпроектом. Кажется, не так много. Но не забываете, что он единственный из членов правительства, чью кандидатуру внесли в совет директоров "Газпрома". Так что, по всей видимости, эта стезя будет для Зубкова самой важной.
И он сконцентрируется на представительстве государственных интересов в "Газпроме". Можно надеяться, что и газификация российских сел пойдет более активно.
"Старый" вице-премьер Александр Жуков подхватит национальные проекты. Он уже доказал свою безусловную компетентность, и здесь никаких неожиданностей не будет. И, наконец, вице-премьер, он же министр финансов Алексей Кудрин, тоже не новичок на своем посту. Так что все направления подстрахованы, и никому из вице-премьеров не надо будет входить в курс дела.
Министры также люди хорошо известные, кроме, пожалуй, Сергея Шматко. Но в "Атомстройэкспорте" он занимался крупнейшими российскими проектами, например в Иране. Ясно, что новый министр энергетики уже доказал свою квалификацию.
Единственно неожиданным может показаться назначение бывшего посла Российской Федерации во Франции Александра Авдеева министром культуры. Но те, кто знает Александра Алексеевича, никогда не скажут, что это человек, который не справится с такой работой. Ни у кого нет более тесных связей на самом высоком уровне в области культуры с Францией. Да и в личном плане это человек настолько привлекательный, что меня лично совершенно не удивляет его новое назначение.
Не стало неожиданностью и расчленение минпромэнерго на министерство промышленности и торговли и министерство энергетики. Уже давно велись разговоры, что торговля непосредственно не имеет отношения к министерству экономического развития - этому "стратегическому штабу", который возглавила Эльвира Набиуллина. Ее большому и очень важному министерству предстоит полностью сосредоточиться именно на долгосрочных и среднесрочных стратегиях развития экономики. В данном случае торговля - это скорее нагрузка, чем усиление основного вида деятельности. Поэтому передача ее в министерство промышленности при том, что энергетика отошла в отдельное ведомство, мне кажется вполне логичной. Промышленность и торговля в одном министерстве "собраны" во многих странах в связи с тем, что выпущенный товар должен быть торгуем. Без этого не имеет смысла вообще что-то производить.
Но зато у министерства экономического развития появились новые заботы и полномочия, связанные с земельными отношениями и недвижимостью. В его ведение, как известно, передали Росрегистрацию и Роскадастр. Министерство занимается крупнейшими инфраструктурными проектами, особыми экономическими зонами. В его задачу входит совмещать интересы и возможности частного и государственного сектора, внешних финансов. Но все это упирается в разделение земли. Мы до сих пор не запускаем строительство новой скоростной автодороги Москва - Санкт-Петербург, потому что никак не можем разобраться с землей - разделить ее по улицам, поселкам, регионам. Все это страшно тормозит развитие крупнейших инфраструктурных проектов, которые являются сейчас одним из главных направлений (вспомните план четырех "и", который представил Дмитрий Медведев на Красноярском форуме в феврале 2008 года). Так что передача в минэкономразвития полномочий по решению земельных и имущественных проблем крайне важна.
И то, что энергетику решили выделить в самостоятельное министерство, тоже легко объясняется. Значение этой отрасли настолько возрастает в мире, что из-за нее начинаются "войны". Мы никогда в жизни, дай бог, не будем больше соперничать с кем-то как великая сверхдержава военного типа. Мы держим порох сухим и не собираемся бряцать оружием. Но в отношении нас и нашей энергетики уже "бряцают" довольно серьезно. И от балансов энергетики в мире, ее различных видов и все усложняющихся механизмов реализации энергетических интересов зависит позиционирование нашей страны, ее место на политической карте и значение на мировом рынке. Какие бы переговоры с Россией ни велись, какая бы международная конференция ни проводилась, энергетика всегда стоит на первом месте. Поэтому нет ничего удивительного в том, что создано министерство энергетики. Тем более что ему передали функции Росэнерго, то есть сложили вместе всю энергетику. Ведь это не только нефть, газ, но и электроэнергия. Величие державы оценивается по четырем направлениям: по так называемой моральной силе, военной силе, политической силе и энергетической силе. И если мы берем последнюю составляющую, то теперь она собрана в "один кулак".
Единственное, что меня тревожит, - во всех этих переменах, пожалуй, четко не проглядывается дальнейшая административная реформа. По крайней мере пока. И в том смысле, как она когда-то задумывалась, то есть сокращение "штатов" исполнительной власти. Да, некоторые агентства упразднены, их функции переданы министерствам, часть их перешла в новое подчинение. Тем не менее никто не сказал о чрезмерном, на мой взгляд, количестве федеральных агентств и служб, о том, что их работу необходимо серьезно проанализировать, насколько она соответствует главной идее административной реформы. А речь, как помните, велась о том, что министерства занимаются стратегией и законотворчеством, созданием условий для развития отраслей. Федеральные службы воплощают все это в жизнь, а агентства предоставляют госуслуги. Насколько четко и эффективно произошло разделение этих функций? На этот вопрос, думаю, еще предстоит дать ответ. Как и решить проблему "разрастания власти". Конечно, крайне трудно при нынешней ситуации подъема применять какие-либо драконовские меры - сокращать штаты, властные полномочия тех ведомств, которые непосредственно распоряжаются материальными благами. Но все это - важнейший сигнал бюрократии на местах, крупнейший антикоррупционный шаг. И, надеюсь, он все-таки будет сделан.