14.05.2008 04:36
Экономика

"Земельный вопрос" сдерживает развитие горнолыжной индустрии на Алтае

Развитие горнолыжной индустрии тормозит несовершенство земельных отношений
Текст:  Виталий Дворянкин (Алтайский край)
Российская газета - Алтай: №0 (4658)
Читать на сайте RG.RU

Вице-президент Алтайской федерации горнолыжного спорта и сноуборда Сергей Кизилов принял участие в Международном конгрессе горнолыжной индустрии, на котором главными были темы земли и безопасности.

Российская газета: Сергей Иванович, почему именно на них было акцентировано внимание людей, занятых в развитии горнолыжной индустрии?

Сергей Кизилов: По Земельному кодексу, вступившему в силу в 2006 году, владельцы горнолыжных комплексов - а они в нашей стране в основном частные - должны либо выкупить землю в частную собственность, либо арендовать. Проблема в том, что горнолыжные склоны занимают огромную площадь. К тому же коммерчески они используются сезонно, а налог за пользование землей нужно платить круглый год. Что касается безопасности, то Ростехнадзор привел такую цифру - в стране 80 процентов горнолыжных подъемников не имеют заключений экспертизы. А значит, не должны работать.

РГ: Насколько это типично для нашего региона?

Кизилов: В Белокурихе и Змеиногорске местные власти, заинтересованные в развитии горнолыжного спорта, пошли на то, чтобы взимать с владельцев горнолыжных комплексов относительно небольшой налог на землю. Во всем мире спорт и туризм идут рядом. Кто бы знал тот же французский Куршевель или кемеровский Шерегеш, если бы там не было отличных трасс, на которых проводят крупные спортивные соревнования? Не все дети из открывшейся в этом году краевой школы горнолыжного спорта станут большими спортсменами, но именно они потом будут обслуживать туристов, приезжающих покататься в Алтайский край на горных трассах. К сожалению, в земельном вопросе краевая федерация горнолыжного спорта и власти Барнаула пока не нашли решения, которое устроило бы обе стороны. А ведь на территории местного горнолыжного комплекса занимаются спортсмены краевой горнолыжной школы. Под спортивные трассы, находящиеся в нагорной части города, используются 7,8 гектара. В этом районе налог на землю самый высокий в городе - в год приходится платить 470 тысяч рублей. При этом не берется во внимание даже то, что земля эта оползневая и мы за свой счет проводим на ней защитные мероприятия.

РГ: Вы привели шокирующую цифру - 80 процентов подъемников страны не имеют заключений экспертизы о безопасности…

Кизилов: Дело в том, что до 2007 года простейшие подъемники не входили в реестр объектов повышенной опасности. Только кресельные дороги. У нас такая одна - в Белокурихе, на горнолыжном комплексе "Благодать". После семи лет работы на ней к майским праздникам поменяли канат. Австрийская компания дает гарантию безопасности на 25 лет.

РГ: А на остальных комплексах, где кресельных дорог нет, какое положение?

Кизилов: Бугельных подъемников по краю много. Какая-то часть имеет полный пакет разрешительных документов, какая-то - нет. Земельная проблема тянет за собой и проблему безопасности. Канатная дорога уже установлена, а отвода земли нет. И сложно провести какие-то фундаментальные работы, чтобы привести подъемник в соответствие с требованиями Ростехнадзора.

РГ: Безопасность на склоне связана ведь не только с различного вида подъемниками. Это более широкое понятие...

Кизилов: На безопасность работает и качество трасс, и инструкторы, и спасатели, и медики, способные оказать первую помощь.

Сложные спуски должны огораживаться сетями, чтобы спортсмен или турист не уехал туда, где можно сломать голову. Вообще, безопасность на спортивных соревнованиях обеспечивает судейская коллегия, а все, что касается безопасности любительского катания, - забота администрации горнолыжного комплекса. Люди должны быть максимально информированы об особенностях трассы. Это и таблички, и информация по громкой связи, и соответствующий инструктаж. Неприятности с туристом - минус комплексу. Но не всегда травматизм связан с просчетами обслуживающего персонала. Взять то же качество инвентаря, с которым приезжает турист. Особенно это касается креплений. Бывает, вес человека никак не соответствует жесткости крепления - при резком повороте лыжи отстегиваются, турист летит кубарем. Здесь мы пытаемся работать с магазинами, реализующими инвентарь.

РГ: Вас удовлетворяет квалификация инструкторов, обучающих туристов кататься?

Кизилов: В Белокурихе, где этим занимаются уже достаточно давно, очень сильные инструкторы. Из девяти человек семеро мастера спорта и один мастер спорта международного класса. Многие имеют категорию, дающую право работать за рубежом.

РГ: Появление на вершине спуска неумелого туриста на горных лыжах, который представляет опасность для окружающих, исключено?

Кизилов: До первого спуска, человеку нельзя предъявить претензии. Да и потом можно лишь рекомендовать: мол, вы катаетесь неуверенно, создаете опасность другим, вам лучше подыскать склон поположе и с меньшим числом горнолыжников. Естественно, обслуживающий персонал такие замечания делает. Но если турист хочет быть в компании и ответит отказом, никто его со склона не выгонит. Это было бы ущемлением прав человека. В Европе такие же законы.

РГ: Это создает большие проблемы?

Кизилов: Не сказал бы. Все-таки люди приезжают не за неприятностями. Но нет-нет самоуверенность и пренебрежение правилами поведения на спуске оборачиваются бедой. Сказано: нельзя садиться на склоне. Особенно опасно сидеть спиной к спуску. Но туристы - чаще всего это любители сноуборда - нередко это правило игнорируют. В Кемеровской области несколько лет назад было два смертельных случая. Грузный мужчина не удержался на трассе и переломал позвоночники двум девочкам-подросткам, сидевшим к нему спиной.

РГ: Какова краевая статистика травматизма на горнолыжных спусках?

Кизилов: Без мелких происшествий, конечно, не обходится. Особенно в праздники, когда на трассах многолюдно. Но за последние десять лет серьезных травм, угрожавших жизни человека, у нас не было. Вообще, по травматизму горные лыжи далеко не на первом месте, футболисты-любители страдают гораздо чаще.

Туризм Земля Алтайский край Сибирь