Российские летчики снова переполошили натовцев. На этот раз воздушное патрулирование в непосредственной близости от их границ выполнили "стратеги" Ту-95МС из дальневосточного гарнизона "Украинка".
Пара ракетоносцев стартовала вечером во вторник и вернулась на аэродром через двадцать часов беспосадочного перелета. Маршрут длиной более 14 тысяч километров пролегал в арктических широтах неподалеку от берегов Аляски. Откуда американцы немедленно подняли в небо самолеты-перехватчики. К появлению своеобразных "эскортов" наши экипажи уже привыкли, и это ничуть не отразилось на выполнении ими задачи. Дозаправившись в районе Тикси от воздушных танкеров, русские "Медведи" (так в натовской квалификации именуются Ту-95МС) благополучно возвратились на авиабазу.
Воздушное патрулирование ракетоносцы Ту-22М3, Ту-95МС и Ту-160 сейчас проводят над акваторией Атлантического, Тихого и Северного Ледовитого океанов, а также над Черным морем. Строго говоря, это давно обжитые нашими "дальниками" регионы. Но интенсивность полетов "за угол" в разные годы была разной. В 1980-х туда летали практически через день. Потом на целых полтора десятилетия экипажи ограничили в зонах патрулирование. А новый старт российскому авиационно-ядерному ренессансу дал Владимир Путин: с его благословения 17 августа прошлого года наши "Туполевы" и "Ильюшины" одновременно появились в четырех регионах мира. С тех пор российские ВВС вылеты туда не прекращают.
Как заметил в разговоре с корреспондентом "РГ" командующий Дальней авиации генерал Павел Андросов, "прежним остался не только океан, но и самые чувствительные точки, центры сосредоточения войск и сил". Поэтому мы вынуждены демонстрировать российский флаг у берегов Великобритании, Норвегии, Гренландии, Канады и США. Без внимания также не остаются южные границы России. Хотя на воздушное патрулирование пилоты летают без ядерного оружия на борту, с цветами их нигде не ждут. Где бы мы ни появились, бомбардировщики тут же окружают иностранные перехватчики. В штабе Дальней авиации подсчитали, что только в этом году на условный перехват российских "стратегов" поднимали около сотни истребителей всех типов и марок - от американских F-15, F-16, F-18 и F-22 до английских "Торнадо" и французских "Миражей". Кто-то ограничивался коротким - в несколько минут - визуальным осмотром машины. Другие подлетали к нашим самолетам на расстояние в 3-4 метра и фотографировали их во всех ракурсах. На этой неделе возле Аляски американские "Фантомы" неотступно следовали за российскими бомбардировщиками почти 40 минут. К счастью, дальше молчаливой разведки дело не идет.
На самом деле появление в Западном полушарии наших стратегических бомбардировщиков абсолютно не противоречит международному праву. Обо всех таких вылетах Россия через МИД уведомляет заинтересованные государства. Маршруты "дальников" заранее оговорены, они лежат в стороне от гражданских авиатрасс и не несут угрозы пассажирским лайнерам.
Тем не менее эти полеты приносят огромную пользу летчикам. Находясь в воздухе по многу часов, пилоты и штурманы решают навигационные задачи, осваивают посадку на аэродромах в Арктике, учатся в полете дозаправлять бомбардировщики топливом. В Дальней авиации это сродни высшему пилотажу. 200-тонную махину на скорости 600 километров в час надо на 15 минут "привязать" к воздушному танкеру Ил-78 конусом-шлангом длиной чуть более 20 метров. Такая дозаправка позволяет стратегическим ракетоносцам более суток выполнять различные задачи без посадки.
Помощник главкома ВВС Александр Дробышевский рассказал корреспонденту "РГ" , что более 60 процентов летчиков Дальней авиации уже имеют опыт воздушного патрулирования отдаленных регионов мира. Причем каждый второй экипаж имеет в своем составе молодых пилотов и штурманов.