15.05.2008 07:00
Экономика

Владимир Путин: Cтавку НДПИ надо снизить как можно скорее

Владимир Путин осмотрел порты
Текст:  Елена Лашкина (Приморск - Усть-Луга)
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (4659)
Читать на сайте RG.RU

Премьер Владимир Путин вчера поставил точку в спорах о судьбе второй очереди Балтийской трубопроводной системы, позаботился о нефтяниках, предложив для стимулирования нефтедобычи поскорее предоставить им налоговые преференции, и послал энергетический сигнал безопасности европейским партнерам.

Единственное, в чем засомневался премьер, так это в ресурсной базе для наполнения БТС-2, которая закончится в Усть-Луге. Но ненадолго. Уже через час он заметил, что нефтяники представили график добычи, согласно которому добыча прирастет к 2015 году на 60 миллионов тонн.

- Мы должны адекватно реагировать на несанкционированный отбор энергоресурсов, прокачиваемых через территории сопредельных государств, и повышенные требования, особенно к тарифам на прокачку, - пояснил Путин. - Надо твердо отстаивать наши национальные интересы, решать проблемы своей экономики и стать гарантом энергобезопасности европейского континента.

Приморск был дебютом премьера Владимира Путина в 1999 году и сейчас вновь стал первым городом, в котором побывал новый глава кабинета министров.

Ведь и развитие портов в Приморске и Усть-Луге, и строительство второй очереди Балтийской трубопроводной системы (БТС-2) - чисто политические проекты. Это, конечно, не означает, что российское правительство намерено действовать целенаправленно и отбирать объемы у прибалтийских соседей, но и собственную выгоду упускать явно не собирается.

Путин должен был поставить окончательную точку в спорах о необходимости строительства второй очереди БТС. Хотя решение о проектировании второй очереди было принято еще кабинетом Михаила Фрадкова после известного нефтяного скандала с Белоруссией, отказавшейся пропускать транзитные потоки без уплаты пошлины. Именно после этого кабинет Фрадкова засуетился и нашел оптимальный, по его мнению, вариант - БТС-2.

Но уже кабинет Виктора Зубкова так и не смог поставить точку в споре о том, надо или не надо строить вторую очередь, выбирая из 6 представленных вариантов. В итоге Усть-Луга и Приморск стали главными претендентами на трубу.

Впрочем, за время пути цена трубы успела подрасти. И если раньше рассчитывали лишь на увеличение мощности порта, то теперь - на увеличение затрат. "Транснефть" отправила свои расчеты по двум маршрутам БТС-2 в минпромэнерго почти три месяца назад. Согласно им мощность трубы осталась без изменений и составит 50 миллионов тонн в год. Предполагается, что из этого порта будет построено ответвление на Киришский НПЗ "Сургутнефтегаза" для расширения его мощности до 24 миллионов тонн в год. Правда, при этом изменилась и финальная мощность проекта БТС-2 с 75 до 50 миллионов тонн нефти в год.

Но если осенью прошлого года проект БТС-2 оценивался в 65,5 миллиарда рублей, то уже к концу года цена вопроса увеличилась на два миллиарда долларов. То есть альтернатива белорусской "Дружбе" обойдется не меньше чем в 3,8 миллиарда долларов.

Ожидая приезда премьера, никто из делегации не хотел рассказывать о собственной точке зрения на судьбу БТС-2.

- У меня есть своя позиция по этому вопросу, но решение примет премьер, - заметил вице-премьер Игорь Сечин. Хотя собственную позицию должен впервые высказать и новый министр энергетики Сергей Шматко.

- Он очень грамотный человек, у него тоже есть своя позиция по БТС-2, - пояснил Сечин. - Не думаю, что она будет отличаться от позиции минпромэнерго. А у бывшего ведомства Виктора Христенко, как известно, возникал вопрос наполняемости новой трубы после того, как началось строительство трубопровода "Восточная Сибирь - Тихий океан" (ВСТО). Пока чиновники молчали, словно военную тайну храня решение судьбы БТС-2, с небес спустился премьер Путин. Он прилетел в Приморск на вертолете, видимо сверху попутно осматривая хозяйство порта. Здесь Путин поздравил строителей и открыл первую очередь терминала для перевалки светлых нефтепродуктов, которые будут поступать по новому нефтепродуктопроводу Кстово - Ярославль - Кириши - Приморск (проект "Север"). Мощность первой очереди терминала оценивается в 8,4 миллиона тонн в год.

- Дело не только в увеличении, такие проекты подталкивают наши нефтяные компании к модернизации производства, - заметил Путин. - Но и это не все. Важно, что мы диверсифицируем пути поставки, и если своевременно модернизировать Киришский НПЗ, и в Татарстане, и на Нижней Волге есть полная возможность расширить мощность терминала до 24 миллионов тонн. А это означает, что грузы, идущие через страны Балтии, будут переориентированы. Очень рассчитываю на то, что в ближайшее время это будет сделано. Осмотрев диспетчерский центр морского терминала, Владимир Путин на вертолете вылетел в Усть-Лугу.

Хотя здесь премьеру предстоит услышать неприятную новость. На днях ОАО "Компания Усть-Луга", являющееся заказчиком-застройщиком одноименного морского торгового порта на основании контракта с министерством транспорта и обладающее полномочиями самостоятельно принимать решения по финансированию, проектированию, строительству и эксплуатации с привлечением государственных и частных инвестиций, недавно отказалось от статуса портовой особой экономической зоны, объясняя это неопределенностью законодательства. Решение об отказе от особого статуса принял совет директоров компании, мотивировав неопределенностью принципов управления портовыми особыми экономическими зонами (ПОЭЗ) и вытекающими из этого высокими рисками по перспективам бизнеса. В итоге заявки Лен области на создание ПОЭЗ в мин экономразвития не поступило.

Но Путин точку поставил твердой рукой и во всех вопросах. Во-первых, в необходимости строительства БТС-2. Во-вторых, в конечном пункте трубы. Предпочтение было отдано Усть-Луге. Загрузить БТС-2 предполагается 30 миллионами тонн сырой нефти и 18-20 миллионами тонн нефтепродуктов. Следовательно, нефтяникам удалось убедить премьера в том, что проблем с загрузкой трубопровода не будет. Ведь проект предполагает и участие иностранных компаний. Не исключено, что Казахстан, уже проявивший к нему интерес, станет одним из акционеров БТС-2.

В-третьих, - в налоговых. Вряд ли это можно назвать революцией, поскольку все эти предложения правительство обсуждало не первый год, но вот решение по ним не было принято до сих пор. Путин напомнил, что ставку налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) надо снизить как можно скорее. Проект закона уже подготовлен, и осталось только внести его в парламент. Нефтяных компаний, ведущих разработку и геологоразведку, ждут налоговые каникулы на 7 лет, решение о введении которых давно обсуждалось. Причем это правило глава кабинета министров предложил распространить помимо дальневосточных регионов и на Тимано-Печорский бассейн, полуостров Ямал и те месторождения, которые находятся на континентальном шельфе.

- Семь лет - это нормальный срок для таких каникул, - заметил Путин.

Значительно раньше будет изменена и схема администрирования по выработанным скважинам и усовершенствован порядок амортизации по месторождениям. Премьер готов ввести новую систему ставок и пошлин на нефтепродукты глубокой переработки по принципу: чем выше качество нефтепродуктов, чем глубже переработка - тем ниже акциз.

Политическое решение было принято, и Владимир Путин отправился в Конституционный суд, а затем - "болеть" за "Зенит".

Нефть и газ Председатель Правительства