Организаторы вынесли на общественное обсуждение проблемы формирования эффективной инвестиционной политики регионов как ключевого фактора устойчивого экономического развития России.
Корреспондент "РГ" встретился с одним из инициаторов проведения экономических форумов на Среднем Урале секретарем Национального экономического совета (НЭС), губернатором Свердловской области Эдуардом Росселем.
Российская газета : Экономический форум проводится в Свердловской области уже тринадцатый раз. Чем бы вы могли объяснить их жизнеспособность?
Эдуард Россель : Тут надо вспомнить, в каких условиях родился форум. Это была середина 90-х годов. Становление рыночной экономики. Российская экономическая элита активно пыталась объединиться в структуры, способные не только лоббировать их интересы, но и позволяющие публично обсуждать проблемы отечественной экономики, предлагать их решения.
Ярким примером заинтересованности бизнес-сообщества в совместных действиях с государством стал первый Российский экономический форум. Его инициаторами стали известные российские политики, общественные деятели, промышленники и ученые. Многих из них вы знаете. Это экономисты Леонид Абалкин, Виктор Ивантер, Николай Шмелев, Сергей Глазьев, президент Российской финансовой корпорации Андрей Нечаев и многие другие. Инициаторы предложили объединить усилия центральной власти, регионов, бизнес-сообщества и ученых, чтобы обеспечить поддержку экономических и социальных преобразований в России.
Прозвучала идея регулярно проводить форум, вообще создать постоянно действующий механизм общественной выработки решений по наиболее важным социально-экономическим вопросам. В этих целях был образован Национальный экономический совет, в состав которого вошли руководители ряда субъектов Российской Федерации, промышленных и финансово-кредитных организаций, общественных объединений, ученые-экономисты. Он работает в периоды между форумами, готовит материалы для широкого обсуждения, рекомендации и предложения, которые направляются в правительство страны.
Жизнеспособность Российского экономического форума, на мой взгляд, объясняется тем, что с одной стороны, он стал эффективным институтом гражданского общества, а с другой - востребованностью его наработок. Замечу, что предложения форума и НЭС нашли отражение в Плане действий правительства Российской Федерации по реализации в 1999 году Послания президента Российской Федерации Федеральному Собранию "Россия на рубеже эпох", в Программе социально-экономического развития Российской Федерации на 1999-2002 годы, в концепциях Государственной национальной политики и национальной безопасности Российской Федерации, в ряде федеральных законов.
РГ : В процессе подготовки форума прозвучало, что вам хотелось бы изменить его формат. Что под этим подразумевается?
Россель : Несмотря на инвестиционную направленность тематики предстоящего форума, мы решили сохранить его главную отличительную черту от других экономических форумов, проходящих в стране. Что я имею в виду? Если, например, Петербургский международный экономический форум стал экономико-политической площадкой страны, а Международный инвестиционный форум "Сочи" - ключевой инвестиционной, то наш форум, модернизируясь, не должен потерять своего значения как самой представительной общественной дискуссионной трибуны, где обсуждаются важнейшие вопросы развития России.
РГ : Известно, что форуму предшествует серьезная аналитическая работа Национального экономического совета. Ее результаты воплощаются в доклад, который обсуждают участники. Не могли бы огласить главные выводы, к которым пришли авторы, оценивая состояние инвестиционного климата в стране?
Россель : Очевидно, что в последние годы инвестиционный рост в России начал активизироваться. Это касается как отечественных, так и зарубежных инвесторов. Однако этот рост пока недостаточно устойчив - во многом базируется на благоприятной конъюнктуре мировых рынков. Низкие темпы роста - серьезная проблема нашей экономики. Капиталовложений недостаточно, чтобы противостоять износу основных производственных фондов. Объем инвестиций в основной капитал в 2007 году составил по сравнению с уровнем 1990 года только 56,6 процента.
Сложившаяся структура инвестиций не обеспечивает повышения конкурентоспособности тех отраслей, которые сегодня действительно необходимы России. В 2006 году в структуре инвестиций в основной капитал доля машиностроения и металлообработки составила всего 2,3 процента, производства электронного и оптического оборудования - 0,5 процента, производства транспортных средств - 0,9 процента.
При этом инвестиционный рост крайне неравномерно распределен по стране. Инвесторы активно идут в регионы с высоким внутренним спросом или в сырьевые регионы. Такая география инвестиций усиливает экономическое неравенство регионов и отставание востока страны. Усугубление региональной неравномерности развития в сочетании с низкой мобильностью трудовых ресурсов является одной из угроз для экономического развития России в ближайшем будущем.
Серьезными ограничениями для бизнеса становятся дефицит трудовых ресурсов, различия в качестве жизни населения. В наиболее развитых регионах растет продолжительность жизни и качество человеческого капитала, вместе с тем в депрессивных усиливается маргинализация населения. Это не только создает социальные проблемы, но и ухудшает перспективы бизнеса. В это же время динамично растущие регионы столкнулись в своем развитии с инфраструктурными ограничениями, прежде всего - дефицитом электроэнергии.
Существенным ограничением иностранных инвестиций является несоответствие инвестиционного имиджа страны за рубежом ее реальному инвестиционному климату. Иностранные инвесторы, уже работающие у нас, значительно более позитивно оценивают условия ведения бизнеса в России, чем те, которые только планируют его вести.
РГ : В центре обсуждения форума будет инвестиционная политика регионов. Чем обусловлена необходимость дискуссии именно по региональным подходам привлечения инвестиций, повышения эффективности инвестиционной политики субъектов Федерации?
Россель : Вызовами, стоящими перед нашей экономикой. Привлечение инвестиций в национальном и региональном масштабах в настоящее время является одной из приоритетных задач экономической политики России, поскольку в основе экономического роста - рост инвестиционный. Актуальность этой темы не раз подчеркивалась президентом России.
На федеральном уровне уже созданы механизмы, позволяющие как аккумулировать, так и привлекать инвестиционные ресурсы. Я имею ввиду такие инструменты, как Инвестиционный фонд Российской федерации, создание Россельхозбанка, Банка развития, Российской венчурной компании, развитие особых экономических зон, вступление в силу Закона "О концессионных соглашениях". Вместе с тем региональный аспект инвестиционной политики до сих пор еще не проработан. Формирование инвестиционной стратегии должно стать одной из важнейших задач в реализации социально-экономической политики. И в первую очередь нужно активизировать работу по привлечению инвестиций на региональном уровне.
Отсюда и вытекают те ключевые вопросы, которые мы предлагаем вынести на обсуждение участников форума и по которым пойдет выработка рекомендаций, способных повысить эффективность привлечения инвестиций в страну и регионы.
РГ : В окончательном виде рекомендации будут сформированы на форуме. Но не могли бы вы все-таки сформулировать концептуальные подходы в формировании эффективной региональной инвестиционной политики, которые были зафиксированы во время подготовки к форуму.
Россель : Пожалуйста. Сегодня для обеспечения стабильного роста инвестиционной активности нужно перенести "центр тяжести" в инвестиционной деятельности в регионы. На региональном уровне в основе этой работы должны лежать качественные инвестиционные стратегии.
При этом подходы к разработке инвестиционных стратегий должны соответствовать времени. На мой взгляд, современная инвестиционная стратегия - это образ экономики региона будущего. В ней должна быть заложена перспективная структура региональной экономики.
В стратегии региона обязательно должен быть заложен переход на инновационный путь развития, представлены такие важнейшие для осознанного продвижения вперед разделы, как прогнозные балансы по ключевым видам ресурсов, целевые установки по коренному повышению эффективности региональных экономик (в первую очередь, по повышению эффективности энергопотребления и производительности труда), схемы кадрового обеспечения экономики региона и регионального территориального планирования. Стратегия, наконец, должна отразить специализацию и роль региона не только в общефедеральном, но и мировом разделении труда.
Кроме того, на уровне регионов необходимо сформировать эффективный механизм привлечения инвестиций для реализации конкурентных преимуществ и регулирования инвестиционных потоков, предусматривающий образование соответствующих территориальных структур, разработку и внедрение прогрессивных форм и методов управления инвестиционным процессом.
Одновременно основной задачей политики привлечения инвестиций на федеральном уровне должно быть создание общих благоприятных условий для инвестирования на территории всей страны, оказание поддержки регионам и создание инструментов, которые регионы могли бы использовать для осуществления своей политики в этой сфере.