15.05.2008 03:00
Экономика

Россияне все чаще предпочитают "дикий" отдых за границей

Россияне все чаще предпочитают "дикий" отдых за границей
Текст:  Татьяна Зыкова
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4659)
Читать на сайте RG.RU

В сезон отпусков стоимость турпутевок за границу подорожает в среднем на 15-25 процентов.

Так что для большинства россиян этот отдых остается "за чертой возможности". Он будет по карману лишь 5,5-6 процентам граждан. Однако те, кто не попадает в этот "процент", активно осваивают "дикий" загрантуризм, на котором можно сэкономить до половины стоимости путевки.

Такой прогноз наступающего летнего сезона корреспонденту "РГ" дали представители двух крупнейших туристических объединений - Российского союза туриндустрии и Российской ассоциации туроператоров.

Пляж по цене января

Основная причина подорожания туров, по словам пресс-секретаря Российского союза туриндустрии Ирины Тюриной, - увеличение цен на авиабилеты из-за дорожающего топлива. Билеты в эконом-класс подорожают примерно на 2 тысячи рублей. Изменится и стоимость отелей: каждый год она подрастает на 3-5 процентов в зависимости от инфляции в той или иной стране. Впрочем, все это для российских завсегдатаев заморских пляжей не помеха. Вместо одного-двух раз в год состоятельные граждане и их семьи выезжают за границу уже не менее четырех-пяти. Именно этим объясняется резкий скачок объемов туризма в прошлом году, который вырос более чем на 20 процентов. В 2008 году туроператоры намерены собрать урожай не меньше.

Из-за инфляции многие отказываются от накоплений денег и начинают их тратить. А среди основных приоритетных расходов - туризм. "Отдых за границей становится неотъемлемой частью быта людей", - замечает Тюрина.

Причем в 2008 году сохранится один из главных трендов года - бронирование путевок. Это свидетельствует о стабильности и уверенности в будущем постоянных клиентов турфирм.

"В январе они покупают туры на май, в мае - на сентябрь-октябрь. В июне уже планируют новогодние каникулы", - говорит вице-президент Ассоциации туроператоров России Владимир Канторович.

В среднем бронирование позволяет сократить цену путевки на 20-50 процентов. И в отличие от непредсказуемых "горящих спецпредложений" загодя можно выбрать то, что хочется. К примеру, путевка в отель категории "люкс", которая в "высокий сезон" - июль, август - стоит около 45 тысяч на человека, сейчас на июль можно купить за 23 тысячи.

Греция или Турция

Одна из тенденций сезона-2008 - валютный фактор. Стоимость отдыха, подчеркивают эксперты "РГ", в этом году будет дешевле в тех странах, где все расчеты ведутся в долларах. Впрочем, то, что российские граждане это уже и сами поняли, показывает неожиданно высокий спрос на Америку. Несмотря на суровую визовую политику и подорожавшие авиабилеты, туристы штурмуют это направление из-за дешевого шопинга и неразорительного сервиса. Так, недельная аренда "мерседеса" класса Е за океаном обойдется дешевле однодневной аренды аналогичного автомобиля в Европе. Выросла популярность и корпоративного отдыха работников успешных компаний.

Этот спрос провоцирует жесткую ценовую конкуренцию между участниками туррынка. В борьбе за клиентов крупные туроператоры "раскручивают" новые массовые направления отдыха, расширяют объем предложений. В этом году хитом массового летнего дешевого отдыха россиян обещают стать Греция, Болгария, на раскрутку которой в России правительство этой страны выделило более двух миллионов долларов. В этом списке также - Израиль, который готовится отменить для россиян визовый режим.

Что касается Греции, то, как объяснил "РГ" Владимир Канторович, на эту страну в этом году переключились сразу несколько крупных туроператоров, прежде активно "продававших" отдых в Турцию. Только на остров Крит они заявили чартеров на 40 процентов больше, чем в прошлом году. И, чтобы места не "пропали", туроператоры готовы сбрасывать цены на путевки. "Когда на то или иное направление приходят крупные туроператоры и начинают оптом скупать отели и чартерные самолеты, формировать между собой совместные пулы, цены на перевозку падают", - заверила Тюрина. А агрессивная рекламная и маркетинговая политика доводит дело до большого количества "горящих" путевок. Но в борьбе за рынок это нормально, убеждают эксперты.

То, что сразу несколько туроператоров, которые "держат" больше половины российского туристического рынка, изменили Турции, по мнению экспертов, объясняется тем, что люди устали ездить в одни и те же места.

Кроме того, характерной тенденцией предстоящего лета стал постепенный переход некоторых турецких отелей на контракты с туроператорами с доллара на евро, что повышает в среднем на 10-15 процентов, то есть на 30-50 евро стоимость отелей. Правда, по инерции в этом сезоне популярное турецкое направление поддержит на плаву консервативная клиентура из российской глубинки, небольших сибирских, уральских, северных и южных городов, откуда теперь также чуть ли не каждый день летают чартеры в Турцию. Столичные туроператоры сосредоточат часть своих усилий в этих регионах, подминая под себя гибкими программами, рекламной поддержкой и ценами местные туркомпании. Впрочем, здоровой конкуренции на рынке туруслуг это не помешает, утверждает Тюрина. 4,5 тысячи турфирм как работали, так и работают на рынке.

Сам себе турфирма

Среди заметных тенденций сезона - "дикий" загрантуризм. Все больше граждан, в основном до 40 лет, предпочитают самостоятельно снимать дома, квартиры и гостиницы через Интернет. И самостоятельно добираться до места отдыха, а не пользоваться услугами туркомпаний.

Главное, говорят эксперты "РГ", знать английский язык, обладать кредитными картами, чтобы в России оплатить заграничное жилье, иметь время на оргхлопоты - получение и подтверждение отпускного "вида на жительство", оформление виз и приобретение авиабилетов. В итоге удается сэкономить порой почти половину стоимости обычного тура, купленного через турагентство.

Среди парадоксов, считают эксперты туррынка, пристрастие 15-20 процентов россиян к отдыху на Черноморском побережье Краснодарского края или в ближайших от своего дома пансионатах и санаториях. Причем, как правило, этот отдых обходится зачастую дороже, чем заграничный, а стоимость пансионатов уступает их качеству. Так, средняя цена турпутевки на внутрироссийские курорты на 12 дней (правда, с трехразовым питанием) в этом году составит на одного туриста от 600 долларов. И это без расходов на дорогу. За эти деньги можно отдохнуть в Турции в "пятизвездочном" отеле по "горящей" путевке три раза.

Впрочем, в этом нет ничего удивительного, и тем более парадоксального. Отдых в родных краях людям сегодня часто компенсируют предприятия, включая его в соцпакет работников. При этом, по словам экспертов "РГ", немаловажно то, что многие россияне "с деньгами" принципиально, по причине психологического дискомфорта, не хотят отдыхать в странах с чужим языком. Опасаются, что их там либо обманут, либо им будет просто скучно находиться в чуждой языковой среде. Дома спокойнее. Кстати, некоторые операторы туристического рынка все это считают позитивной тенденцией, которая со временем приведет к всплеску внутреннего туризма и, соответственно, к росту инвестиций в российские курорты.

Между тем пока для 75 процентов граждан местом летнего "успокоения" традиционно остаются шесть дачных соток или "домик в деревне у мамы".

Туризм