Цены на пшеницу в России снижаются уже в течение пяти недель. Тем не менее они сейчас выше мировых - в порту французского Руана или в Мексиканском заливе зерно дешевле, чем где-нибудь в Тамбове.
И только высокие затраты на доставку не позволяют торговцам начать импортировать его в нашу страну. Впрочем, вскоре ситуация может измениться - возможно резкое падение цен на российском рынке.
Об этом на пресс-конференции в министерстве сельского хозяйства сообщил президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский. Он полагает, что минсельхоз совместно с РЗС прошлой осенью верно определили допустимый объем экспорта зерна. До того, как правительство России ввело заградительные пошлины на ячмень и пшеницу, продажи за границу были очень интенсивными. В результате к настоящему моменту с 1 июля прошлого года по 6 мая этого года экспортировано 12,6 миллиона тонн из собранных 82 миллионов тонн. Высокие внутренние цены на зерно стимулировали крестьян сначала на увеличение озимых посевов на 2 миллиона гектаров. А сейчас побуждают их увеличивать и посевы яровых зерновых.
При этом запасы зерна в России сегодня, по официальным данным, всего на 5 процентов меньше, чем год назад. Владельцы в последнее время стали больше выбрасывать его на рынок, опасаясь вредителей и снижения цен после начала уборки. В минсельхозе осторожно прогнозируют, что новый урожай будет около 85 миллионов тонн. А в РЗС ждут более высокого сбора - до 91 миллиона тонн. В любом случае это значительно больше внутренних потребностей нашей страны. Поэтому в РЗС считают, что возможен даже резкий обвал цен на зерно в июле.
Едва ли от этого выиграют потребители хлеба. Булки у нас в стране не дешевеют даже тогда, когда на рынке зерна случается провал. Вот и сейчас: зерно и мука снижаются в цене, а цены на хлеб продолжают ползти вверх. По мнению директора департамента регулирования агропродовольственного рынка минсельхоза Сергея Сухова, это происходит потому, что пекари не смогли после новогоднего повышения цен на электроэнергию разом поднять отпускные цены. И толкают их вверх постепенно, что менее болезненно для покупателей. Сергей Сухов полагает, что в июне-июле цены на хлебных прилавках стабилизируются. Но не упадут.
При этом производители зерна при резком снижении цен потеряют стимулы для расширения цен как раз перед началом озимого сева. Причем больше всего пострадают наиболее эффективные хозяйства. Они в последний год энергично модернизируют производство, закупают технику, берут кредиты. Поэтому себестоимость их зерна выше, чем в умирающих предприятиях, которые бросают зерно в землю на "авось". Себестоимость в таких еле живых хозяйствах низкая, но и объемы производства - тоже.
Сергей Сухов говорит, что минсельхоз не допустит обвала на рынке зерна. По его словам, в нужный момент государство начнет закупочные интервенции, причем, по его словам, подготовить проведение интервенций в этом году можно за считаные дни. Прежде это всегда был длительный процесс.
Впрочем, до тех пор, пока урожай в поле, к любым аграрным прогнозам нужно относиться с известной осторожностью. На той же пресс-конференции руководитель департамента растениеводства, химизации и защиты растений минсельхоза Петр Чекмарев сообщил, что в этом году ожидается серьезное нашествие саранчи. Вдруг она возьмет, да и откусит от нашего каравая заметный кусок? Тогда обвала цен на рынке зерна определенно не случится.
Энергичнее всего закупочные цены на зерно снижают сейчас мукомолы и производители комбикорма в центре и на юге России. В Черноземье и Поволжье падение цен тоже не за горами, полагает аналитик Владимир Петриченко. Он уверен, что впереди - ускоренное снижение цен на все зерновые товары.