15.05.2008 02:00
Культура

Петр Меркурьев: Не могут гении рождаться каждый год

Сын великого русского актера стал дровосеком. На экране
Текст:  Татьяна Хорошилова (Москва)
Союз. Беларусь-Россия - Федеральный выпуск: №0 (358)
Читать на сайте RG.RU

В Москве на киностудии "Орел" завершились съемки фильма-сказки "Золушка 4х4". Это современные фантазии на классическую киносказку. Золушку играет Дарья Мельникова - это ее дебют в кино.

В фильме рассказывается хорошо знакомая с детства история девушки, которая смогла найти своего принца. Обозначение "4х4" подразумевает, что "новая" Золушка будет действовать в обновленном формате. Еще за этим кроется четыре колеса, четыре реальности, в которые постоянно перемещаются герои. Волшебными предметами станут не тыква, мыши и хрустальные туфельки, а полноприводный современный внедорожник, грязь и резиновые ботфорты.

В сказке есть добрый принц - его играет Александр Головин, и злой принц - его роль исполняет культурист Владимир Турчинский, любимый актер белорусских и русских спецназовцев - именно в Минске он стал почетным членом краповых беретов.

Золушку опекает добрая фея - ее играет актриса Людмила Артемьева, исполнительница главной роли в фильме "Таксистка". Вместо хрустальной туфельки главная гонщица примеряет серебряную запаску на своей трофи-машине, на ней она и поедет на бал сразу к двум принцам. Ее отец теперь не дровосек, а заправщик на бензоколонке. Его играет Петр Меркурьев. Он родился в Томской области в семье великого актера Василия Васильевича Меркурьева и дочери Всеволода Мейерхольда Ирины.

Во время съемок "Золушки" мы встретились с Петром Меркурьевым.

- Получилась интересная метаморфоза, - поделился воспоминаниями Петр Васильевич,- мой отец Василий Меркурьев в 1947 году играл папу Золушки в знаменитой сказке с участием Фаины Раневской, а сегодня я сыграл то же самое. История повторяется.

- Насколько сценарий сказки близок к оригиналу?

- Фильм делался практически по тексту Шварца, но действие перенесено в другие времена. Это индустриальная сказка. В ней практически нет природы, а есть только современные машины.

- В чем интрига новой сказки?

- Интрига в том, что принц женится на победительнице гонок.

- Приходилось ли вам сниматься вместе с отцом, народным артистом Василием Меркурьевым?

- Только один раз. Россия отмечала столетие моего папы в 2004 году. У меня вышла книга "Сначала я был маленьким", которая уже дважды переиздавалась. Папа вел дневники - в них заложена колоссальная информация. Он вел записи каждый день. Но дневники нельзя было просто так опубликовать - для них нужен комментарий, а для этого требовалось время. Где его взять? Мне заказали книгу об отце. Если я скажу "да", то вряд ли ее напишу - времени на книгу нет. А сказать "нет" не могу, поскольку заказывают книгу о родителях. Мне предложили написать вначале 25 страниц. Я согласился. Взял папины дневники, собрал свои статьи.

Только уехал представитель редакции, звонит мой друг из Тамбова, ректор Музыкально-педагогического института им. Рахманинова, и зовет к себе: "Садись за компьютер и работай!"

Отца и мать не выбирают, но предложи мне выбрать, я бы остановился возле своих и сказал: "Нет, эти не по мне, слишком хороши". Мои родители были неразлучники - такая у них была любовь... Через 24 дня я поставил точку, перенес текст на дискету. Рукопись отдал в редакцию. Через неделю мне позвонили и сказали: "А больше ничего и не надо". Первое издание разлетелось вмиг. У меня остался один-единственный экземпляр.

- Ваши родители и родственники прошли через страшные испытания. Как бы они оценили нынешнее время - человек сегодня становится масштабней или мельчает?

- В человеческой природе не изменилось ничего - изменилось только время. Люди стали заложниками цивилизации. Галина Вишневская как-то сказала, что Рихтера, Гилельса, Ростроповича учили педагоги ХIХ века. Была ниточка, соединяющая века. Потом все обрезали. В революцию, войну головы губили лучших. Теперь надо ждать, когда народятся новые. Когда родился Пушкин? В 1799 году, Глинка - в 1804-м. Вокруг них родилось много талантов, но потом, до сорокового года, гениев не рождалось. И только в 1840 году родился Чайковский. Потом перерыв до 70-х годов. В 70-х родились Мейерхольд, Коненков. Потом опять перерыв до Прокофьева, Стравинского... Рубеж века. Потом Меркурьев, Раневская, Ливанов... В 1925-е годы пошли Евстигнеев, Леонов, Ульянов... Обязательно должен быть перерыв. Природа должна отдыхать. Вот сейчас рождается то поколение, которое сделает прорыв. В семидесятых годах в музыке родился Женя Кисин. Не могут гении рождаться каждый год.

- Сохранились ли у вас семейные реликвии?

- У нас не было никаких реликвий. Когда деда арестовали, у семьи все конфисковали. Мы ехали в эвакуацию, все имущество, в том числе библиотеку, оставили. Все сгорело. Семья жила очень бедно. Шота Руставели написал гениальную фразу: "В жизни только то имеешь, что ты людям отдаешь". К чему мы приходим? Что от тебя остается? Но есть память, дух. Есть люди, которые всегда со мной.

- Кто они?

- Лев Наумович Свердлин и его жена, Дмитрий Шостакович, Юрий Герман, Ольга Берггольц, Галина Виноградова, мамина подруга, которая отсидела 20 лет в тюрьмах... Они святые.

- Напоследок традиционный вопрос нашего издания: снимались ли вы в Беларуси?

- А как же? В фильме Элема Климова "Иди и смотри".

Наше кино