Чем больше наблюдаешь за поведением Грузии на международной арене, тем сильнее возникает ощущение театральности происходящего. Только вот спектакль, в главной роли которого выступает Тбилиси - кукольный.
Марионетки грузинской политической кухни свои роли разыгрывают коряво и неуклюже, с повторами и длинными паузами. Складывается впечатление, что участники представления буквально становятся в очередь к главному суфлеру в надежде расслышать нужные интонации и выражения.
Происходящее вокруг Абхазии и Южной Осетии весьма точно в четверг сформулировала газета The Wall Street Journal. Возможно, впервые западное издание назвало вещи своими именами. А именно, что вина за беды Абхазии лежит не на России. И президент Грузии Михаил Саакашвили, добившись власти, вместо попыток договориться с непризнанной республикой, лишь усилил на нее давление, пытаясь силой вернуть другой народ в подчинение Тбилиси.
Но такая трактовка событий не устраивает грузинские власти: ведь это плохо вяжется с имиджем бедной притесняемой могущественным соседом страны, которая отважилась строить демократию. Хотя, после того, как недавно официальный Тбилиси силой разогнал митинги оппозиции, на Западе все же возникли закономерные сомнения в этой версии.
Нет сомнений, что новый виток напряженности вокруг Абхазии и Южной Осетии напрямую связан с предстоящими в Грузии парламентскими выборами. До сих пор попытки эмиссаров Саакашвили втянуть Запад в эти сугубо региональные конфликты успеха не имели. Но давали возможность грузинскому президенту оставаться на "слуху" у большинства европейских лидеров. Достаточно вспомнить решение Литвы наложить вето на переговоры Евросоюза и России, если Брюссель откажется обсуждать ситуацию вокруг непризнанных республик. Или снисходительную похвалу Тбилиси в адрес министра иностранных дел Франции, который со слов госминистра Грузии по вопросам реинтеграции Темура Якобашвили, предотвратил войну в Абхазии, позвонив главе российского внешнеполитического ведомства Сергею Лаврову. О том, что первопричиной этой якобы готовившейся войны, стало размещение грузинских войск в зоне конфликта - опять молчок.
Но одной Европы, пляшущей под дудку Тбилиси и ее американского, чего уж тут скрывать, "суфлера", грузинским властям теперь уже мало. Они подготовили проект резолюции Генассамблеи ООН "О статусе внутренне перемещенных лиц и беженцев из Абхазии". Речь идет о графике возвращения грузинских беженцев в непризнанную республику для восстановления ее этнического состава. Словно не было грузино-абхазского конфликта 1992 года, который поставил точку на отношениях Тбилиси и Сухуми.
Россия выступает против такой резолюции, которая дополнительно усилит напряженность в регионе. Однако по вполне понятным причинам американцы поддерживают принятие этого документа. Хотя очевидно: положения резолюции, если она и будет принята, на практике выполнить невозможно. Это приведет к новой большой войне, которой, по крайней мере на словах, не желает Тбилиси. Но пока одной рукой Саакашвили пытается сковать одной цепью Европу и США в борьбе за светлое будущее своей страны в целом, и себя в частности, другой - ох уж эти спектакли с участием марионеток - делает примирительные жесты. И демонстрирует на публике - опять же американская школа - желание помириться с Россией.
В четверг с двухдневным визитом в Москву прибыл госминистр Грузии по вопросам реинтеграции Темур Якобашвили. В его аппарате утверждают: Якобашвили попытается уговорить российскую сторону дать согласие на участие в переговорном процессе по грузино-абхазскому урегулированию Вашингтона и Брюсселя. А заодно познакомит Москву с мирными инициативами грузинского лидера.
Очевидно, что подобная демонстрация миролюбия со стороны "ястреба" грузинской политики вряд ли случайна. Появление Якобашвили в Москве должно убедить общественное мнение Запада в скромном обаянии грузинской политики.
Между тем
Появление эмиссара Саакашвили в "логове врага" - а последнее время иначе Россию в Тбилиси не воспринимают, работает на имидж правящей партии Грузии накануне парламентских выборов. Но вряд ли такой визит разрядит обстановку в зоне конфликта. Однако официальный Тбилиси это не смущает: марионетки тем и хороши, что их правая рука может делать вид, что не знает о том чем занимается левая. И все вокруг считают такую ситуацию в порядке вещей.