В рамках открывшейся вчера в Центральном Доме художника ярмарки современного искусства "Арт-Москва" с большим успехом прошел показ документального фильма "Олег Кулик: Вызов и Провокация".
Это первый фильм из уникального проекта "Антология современного искусства", который по замыслу режиссера Евгения Митты и продюсера Александра Шейна должен состоять из десяти фильмов о крупнейших личностях и явлениях последних двадцати лет. А вечером в кинотеатре "35 ММ" состоялась премьера этого проекта.
Российская газета: Фильм произвел на всех очень сильное впечатление. История о "человеке-собаке" Олеге Кулике, как и весь ваш проект, оказались настолько своевременны, что непонятно, как эта идея не приходила в голову раньше. Как вы к ней пришли?
Евгений Митта: Поскольку я занимаюсь современным искусством уже много лет и как художник, и как галерист, я давно изумлялся тому, что никаких фильмов об актуальном искусстве не снимают. Время проходит, остается хроника, а никакого осмысленного итога не делается. Я позвал моего друга, продюсера Сашу Шейна, чтобы снять фильм о Виноградове и Дубоссарском, а он в свою очередь предложил делать не одни фильм, а целую серию - десять фильмов про художников. Стали искать финансирование. Но вскоре поняли, что мы можем его ждать годы, и тогда решили начать все на собственные деньги. Фильм об Олеге Кулике получился раньше, и мы имеем теперь первую премьеру этого цикла.
РГ: Фильм о Кулике - это по сути его монолог на фоне времени и искусства.
Митта: Кулик сам себе и автор, и комментатор, и критик - он по-хорошему тотален. Поэтому рядом с ним трудно было располагать еще какие-то иные комментарии. А в истории про Сашу и Володю мы ищем разные комментарии, разные ракурсы.
Шейн: Одна из самых важных задач, которая перед нами стоит, - к каждому герою подобрать ту форму, которая была бы ему органична, yсвою уникальную модель.
РГ: Вы снимаете фильмы об искусстве 20-летней давности. Откуда возникла идея такого итогового жеста?
Шейн: Сегодня мы смотрим на 90-е годы как на сформировавшуюся реальность. Ведь эти художники своим творчеством формировали эпоху, сознание, даже если мы этого не замечали. Интересно посмотреть на эти годы со стороны и увидеть их как целостное пространство.
РГ: Что ретроспективно вам показалось самым неожиданным и интересным в ваших героях?
Митта: Ясно, что люди, про которых мы делаем кино, - это те, по кому будут судить о нашем времени, как сегодня мы смотрим на Тулуз Лотрека и думаем о Париже начала прошлого века. Сорокин, Кулик, Дубоссарский создали портрет его конца. Как выяснилось, далеко не всем это очевидно. Когда все выстраивается в большой рассказ о большом отрезке времени, люди, даже близко знакомые с творчеством Кулика, удивляются, открывая для себя те страсти и мысли, которые стояли за каждой его акцией 90-х годов. А главное - мы хотели проследить рождение художника: это всегда какая-то травма, стресс, утрата своей идентичности, глубинное сомнение.
Шейн: Как сказал одни неплохой философ, травма - это Бог.
Митта: Это связано с желанием выразиться во времени. Поначалу их воспринимает совсем маленький круг, потом все больший и больший, и постепенно их искусство начинает воздействовать на умы. Это происходило практически со всеми революционерами в искусстве. А мы как раз говорим о таких революционерах. Несмотря на то, что сегодняшняя аудитория воспринимает Дубоссарского как некий позитив, это на самом деле - глубоко критическое искусство.
РГ: О ком вы будете снимать дальше?
Митта: Пока точно - Звездочетов, московский концептуализм, питерский андеграунд: Поп-механика, новые художники, кино, Новая Академия, Африка, соотношение рок-музыки, театра и современного искусства. Медгерменевтика и Павел Пепперштейн. Театр того времени, по которому нас будет водить Борис Юхананов. Бумажная архитектура.
РГ: Вы планируете сделать это и как телевизионный проект?
Штейн: Конечно! Это будет очень простой, познавательный, понятный продукт, рассказывающий о личностях современного искусства, о его смысле, идеях, задачах.
РГ: Сейчас вы заканчиваете следующий фильм - о Виноградове и Дубоссарском. Какая травма, на ваш взгляд, лежит в основе их искусства?
Митта: Два художника создали одного.
РГ: В фильме о Кулике замечательно проявилась экзистенциальная, романтическая основа его акций, когда человек позволил себе тотальный риск - пожертвовать своей жизнью, здоровьем, имиджем, карьерой, чтобы обнаружить в себе и в окружающих границы свободы.
Штейн: Это глубоко осознанный самим Олегом жест. Просто Женя его тонко показал.
Митта: Мы совместили его потрясающие монологи и его искусство. Это соединение и дело интересный результат.
РГ: Есть ли у вас ностальгия по рубежу 80-90-х годов?
Митта: Это было время большой свободы, оно породило такое чувство открытия, раскрепощенности, которого больше не было. Сегодня, в эпоху стабильности, мы можем позволить себе посмотреть на него отрешеннее и мудрее.
Штейн: Ностальгия - это высокое чувство, тогда все только начиналось. Там было столько смысла, столько энергии, столько таланта! У нас большой архив, мы его собираем у друзей, участников художественной жизни тех лет. Он мог бы стать частью целого института современного искусства.
РГ: Фильм будет идти театральным показом в кинотеатре "35мм". Какую реакцию публики вы ждете?
Шейн: Я надеюсь, что людям будет по-настоящему интересно.