Список областных дорог, ремонт которых выполнен с браком, будет опубликован в СМИ.
На такой неординарный шаг решило пойти правительство области, недовольное качеством проведенных работ, а также тем, как местные власти осваивают средства, выделенные на реконструкцию дорожной сети.
Три ямки в день
Дело в том, что в этом году на ремонт муниципальных дорог денег выделено в два раза больше прошлогоднего - 489 миллионов рублей дотаций из областного бюджета. Однако муниципальные образования, которые грамотно распоряжаются этими средствами, пока можно пересчитать по пальцам. Как сообщил, выступая на совещании в правительстве области, председатель комитета по дорожно-транспортному строительству и эксплуатации дорог Александр Орлов, лишь в 16 МО проведены аукционы на ремонтные работы, остальные еще только оформляют документацию.
Не стал исключением и областной центр. Заместитель председателя правительства Александр Стрелюхин заявил, что по ежедневной сводке город отчитывается лишь о 100 квадратных метрах ямочного ремонта, хотя ему выделено на ремонт 100 миллионов рублей! Когда же саратовские власти собираются освоить эти средства? К зиме, не иначе. Между тем в соседнем Энгельсе ремонт дорожного покрытия уже идет, и весьма активно.
Причиной столь долгой раскачки является прежде всего нерасторопность местных чиновников, которые сначала ждут выделения денег, а только потом начинают предпринимать меры для того, чтобы их освоить. Ярким примером такого поведения может служить ситуация с закупкой дорожной техники в Саратове. Областному центру ее остро не хватает для наведения порядка на дорогах, но конкурс на ее закупку был объявлен лишь 22 апреля, когда эту технику уже давно надо было начинать использовать. И хотя председатель комитета дорожного хозяйства администрации Саратова Валерий Данилин обещал максимально ускорить процесс и освоить все выделенные деньги до середины августа, его работой в правительстве области остались недовольны.
Однако еще более важным является вопрос о качестве ремонта. Проезжая по улицам Саратова, то и дело видишь кое-как залатанные ямы с неровными краями. Часть ям, самых глубоких, дорожники заделывают, а "мелочь" оставляют, в результате дорога остается похожей на решето. За примерами далеко ходить не надо: улицы Большая Горная, Рабочая, Новоузенская, АстраханскаяЕ Думаю, читатели могут сами дополнить этот список. Складывается впечатление, что состояние дорог после ремонта вообще не улучшается.
Однако сами дорожники утверждают, что ремонт делается достойно, в соответствии со стандартами, а переделывать приходится лишь считанные проценты. Председатель дорожного комитета в ответ на критику заявляет, что критики смотрят на те участки дорог, где ремонт просто не проводился.
Асфальт нынче дорог
Кроме того, на проведение качественного ремонта по-прежнему не хватает денег. Как сообщил Александр Орлов, отвечая в ходе пресс-конференции на вопрос корреспондента "РГ", на содержание дорожной сети в этом году из областного бюджета выделено 1,5 миллиарда рублей, а нужно, как минимум, на миллиард больше. Можно привести и такое сравнение: на содержание одного километра дорог у нас в области тратится 70 рублей, а в Чувашии - 300.
В этом году ситуацию осложнил еще и резкий рост цен на энергоносители и материалы. С ноября 2007 года стоимость электроэнергии выросла на 25 процентов, топлива - на 20 процентов. Примерно настолько же подорожал битум, а цена на асфальт за год, по прогнозам, вырастет вдвое: с 1,5 тысячи рублей за тонну до 3 тысяч.
Естественно, что такие цены в стоимость дорожных работ не заложены. Чиновники предприняли некоторые упреждающие меры: еще в конце зимы было заготовлено 70 процентов основных дорожно-строительных материалов - битума, щебня, доломита. Но закупить весь объем комитет просто не мог. А это значит, что будут выполнены далеко не все запланированные работы.
Однако все эти аргументы под колеса машины не положишь и выбоины ими не закроешь. На последнем совещании в правительстве области председателю дорожного комитета настоятельно рекомендовали сделать публичным список участков дорог, где ремонт выполнен с браком и предприятиям предписано его устранить, и опубликовать его в областных СМИ. Пока что такого списка нет даже в руководстве области.
Александр Стрелюхин, заместитель председателя правительства области:
- Хотя финансирование дорожной отрасли увеличивается из года в год, для финансирования содержания дорог по нормативам нам не хватает порядка миллиарда рублей. Но подходить к решению проблемы надо последовательно. Первый шаг был сделан в прошлом году - проведена инвентаризация всех дорог в области. Вторым шагом станет их паспортизация, в результате которой мы должны определиться с их принадлежностью - областной или муниципальной. После этого будем искать источники финансирования.
Между тем
Бесхозной оказалась дорога, ведущая к селу Подгорное Энгельсского муниципального образования. Глава администрации Виктор Карташов считает, что она должна быть областной, поскольку в селе живет больше 100 человек (таковы существующие нормативы). А Александр Орлов, председатель комитета по дорожно-транспортному строительству, отказывается брать дорогу на баланс: по его данным, в селе проживает всего 96 человек.