19.05.2008 00:00
Спорт

Великому прыгуну в длину Игорю Арамовичу Тер-Ованесяну исполняется 70 лет

Тем не менее сегодня у великого прыгуна в длину и прекрасного человека Игоря Арамовича Тер-Ованесяна большой юбилей
Текст:  Николай Долгополов
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (4662)
Читать на сайте RG.RU

Ну не выглядит он на эти свои 70. Стройный, энергичный и на редкость доброжелательный человек всегда элегантно одет и исключительно подтянут. Черная бабочка со смокингом сидит на нем также естественно, как и спортивный костюм. Он везде свой и везде в своей стихии.

Ну а выглядит так молодо потому, гипотеза моя собственная, что всегда опережал время. И оно, обычно безжалостное, дало Игорю передышку, позволило оставаться молодым телом, духом и разумом на целые десятилетия.

С его результатами в прыжках в длину, показанными в 60-е, Тер, как зовет его весь огромный мир легкой атлетики, был бы безоговорочным чемпионом среди наших и сегодня. Два рекорда мира - 831 сантиметр в 1962-м и 835 в 1967-м - видятся до сих пор гордыми пиками, покоренными одиноким прыгуном на годы раньше положенного срока. Тогда при неимоверных тренировочных нагрузках и потогонной системе "давай - давай!" спортсмены сгорали как спички. А Игорь участвовал в пяти Олимпиадах подряд еще с Мельбурна-56 и аж до Мюнхена-72. С 1957-го по 1971-й быть 15 раз чемпионом СССР в прыжках плюс в эстафетном беге - в эпоху жесточайшей конкуренции тех лет казалось просто немыслимо.

А когда он ушел из сектора, то логично и естественно воцарился на тренерском троне. И кому же было становиться главным тренером сборной как не ему - чемпиону, кандидату наук и затем профессору. Тер-Ованесяна слушали и уважали. Конечно, ему, бившему рекорды и ничуть не прибавлявшему в весе, становилось несколько тесновато в тренировочном костюмчике, и его выдвинули в спортивные замминистры.

И, что удивительно, он никогда не задирал носа. Помню, в конце 70-х Игорь Тер-Ованесян пробовал силы в спортивном отделе крупной газеты. И с каким уважением относился чемпион-рекордсмен и к ветеранам-журналистам, и к мальчишкам-стажерам. Слава, переменчивые времена, смена больших хозяев в стране и в спорте его никак не портили. Он не знал, что такое конъюктура и чинопочитание. Может, иногда это и вредило, заставляло начальство настораживаться, оставляя Игоря Арамовича не на первых, им заслуженных, ролях.

Помню лет 12 назад, когда избрали меня в пресс-комиссию Международной федерации легкой атлетики (ИААФ), я здорово загрустил. Опыта работы такого рода не было. Но Игорь быстро развеял сомнения, пообещав помочь. И, взяв за руку, тогдашний член Совета ИААФ Тер-Ованесян познакомил за два с половиной дня со всеми сильными мира легкой атлетики, на что у меня бы ушли годы.

Организованный Тер-Ованесяном фонд борьбы против наркотиков помог сотням подростков. Научные труды профессора служат руководству к действию для тренеров, готовящих учеников к повторению Тер-Ованесяном в легкой атлетике пройденного.

Сейчас он много играет в теннис. На своей даче во Владимирской области соорудил корт. И не простой, а чуть не ползая на коленках, травяной. Могу сказать одно: теннис в свое время потерял отличного игрока, по крайней мере лидеру тех лет Александру Метревели было б с кем соревноваться.

А еще Игорь Арамович долго и упорно пишет книгу. Я намекаю, пора, мол, заканчивать и публиковать. Он же хочет посвятить одну из заключительных глав легкоатлетическому турниру в олимпийском Китае. Эта часть так и будет называться "Десять дней Пекина". Словом, впереди еще много дел.

Спортсмены