Нажмите, чтобы увеличить
Сколько зарабатывает начальник отдела федерального министерства, которому вчера вы направили деловое письмо и вежливо попросили в интересах дела не затягивать с ответом? А министр? Премьер? Президент страны?
Впрочем, хорошо ли это в принципе: считать деньги в чужом кармане? "Помнится, Владимир Путин, отвечая на вопросы переписи населения, в графе "род деятельности" написал: "Оказание услуг населению", - говорит директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. - Чиновники получают зарплату из бюджета, то есть из тех денег, которые платят налогоплательщики. Общество не просто имеет право, оно должно знать, сколько получают нанятые им управленцы, чтобы оценивать их эффективность".
Расчеты ФБК (найти официальные данные о зарплате высших госчиновников совершенно невозможно) дают возможность составить о зарплатах наших высших управленцев хоть какое-то представление. При внимательном знакомстве со столбцами цифр появляются и вопросы. К примеру, как так получается, что замминистра при окладе в 7791 рубль в месяц в итоге (со всеми поощрениями, надбавкой за выслугу лет, с надбавкой за особые условия госслужбы) получает, по расчетам ФБК, не менее 107 тысяч рублей? Оказывается, изначально поощрения и надбавки должны были зависеть от результатов труда чиновников. Однако сегодня эти премиальные получают все, независимо от фактических итогов труда. Идея "бюджетирования по результату" не была реализована - во всяком случае в отношении оплаты труда госслужащих.
Ну и главный вопрос - наши чиновники получают много или мало? "Все зависит от того, с чем сравнивать, - утверждает Игорь Николаев. - Если с зарплатами топ-менеджеров, то совсем не много. Если с доходами коллег наших чиновников из других стран - тоже существенно меньше, а вот если со средней зарплатой по стране..." Действительно, в тех же госкорпорациях руководители получают сотни тысяч рублей в месяц, в разы больше чем "рядовой" федеральный министр. Зарплаты топ-менеджеров "флагманов индустрии" - еще выше. Ежегодные бонусы членам советов директоров исчисляются цифрами с шестью нулями в долларах. Собственно говоря, это единственная категория граждан, чьи зарплаты вполне сопоставимы с зарплатами их коллег в развитых странах. Наверное, именно поэтому сегодня западные менеджеры с удовольствием принимают предложения возглавить российские компании.
С чиновниками ситуация несколько иная. Российский президент зарабатывает в 4 раза меньше, чем британский премьер, в три с лишним раза меньше, чем канцлер Германии. Но вот что интересно: "Сопоставив зарплаты лидеров стран Запада со средними зарплатами по тем странам, которые они возглавляют, мы обнаружили жесткую зависимость, - говорит Николаев. - Оказалось, что зарплата президента или премьера примерно в 5-6 раз выше средней по стране". Например, в Великобритании средняя зарплата - около 50 тысяч евро в год, а премьер получает немногим менее 300 тысяч в год.
Разница между средней зарплатой по стране и окладами "рядовых" министров там еще меньше: в 4-5 раз. Причем в менее развитых странах (но вполне сопоставимых с нами) разница еще меньше. Так, в Словакии министры получают менее 35 тысяч евро в год, а средняя зарплата там 9,5 тысячи евро в год (разница чуть более 3,7 раза). "Кстати, в советские времена и у нас подобные пропорции соблюдались: первый секретарь обкома получал рублей 600, когда средняя зарплата была сто "с хвостиком", - говорит Игорь Николаев.
На вопрос "Что же делать?", эксперты не советуют бросаться в крайности. Будет достаточно, если мы вспомним о давнишнем нашем намерении и "привяжем" зарплаты чиновников к результатам их труда. Если рождаемость в стране растет, а уровень смертности падает - значит чиновники минздравсоцразвития работают хорошо, им нужно дать бонусы. Если темпы роста промышленного производства падают - значит не за что платить премии минпрому... Важно, что это не доморощенная досужая выдумка - опыт такого рода в других странах есть. В Великобритании, Новой Зеландии пытаются идти по этому пути, и у них многое получается в области бюджетирования по результату.
Дополнительные выплаты:
1. Ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации.
Размер ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу (тарифной ставке) за работу со сведениями, имеющими степень секретности "особой важности", составляет 50-75%, имеющий степень секретности "совершенно секретно" - 30-50%, имеющими степень секретности "секретно" при оформлении допуска с проведением проверочных мероприятий, - 10-15%, без проведения проверочных мероприятий, - 5-10%.
2. Премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается).
3. Единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.
Единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска производится в размере двух окладов месячного денежного содержания. Единовременно в течение календарного года выплачивается материальная помощь в размере одного оклада месячного денежного содержания.
Или
Материальная помощь гражданскому служащему выплачивается один раз в календарном году в размере одного оклада денежного содержания за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих. Помимо материальной помощи, указанной в пункте 2 настоящего Положения, в индивидуальном порядке могут быть рассмотрены заявления гражданских служащих на выплату материальной помощи в следующих случаях: 1) при рождении ребенка; 2) при заключении брака; 3) заболевании, смерти близких родственников гражданского служащего (родителей, детей, мужа (жены), родных братьев и сестер); 4) в случае острой необходимости.
Должностные оклады (денежное вознаграждение) ежегодно увеличиваются (индексируются) с учетом уровня инфляции.
Источники:
Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации"
Указ Президента РФ от 09.04.1997 № 309 (ред. от 31.05.2007, с изм. от 29.03.2008) "О денежном вознаграждении лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации"
Указ Президента РФ от 25.07.2006 № 763 (ред. от 01.03.2008, с изм. от 29.03.2008) "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих"
Указ Президента РФ от 10.04.2004 № 519 (ред. от 25.07.2006) "О совершенствовании оплаты труда лиц, замещающих отдельные государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих отдельные государственные должности федеральной государственной службы
Указ Президента РФ от 26.04.2004 № 562 (ред. от 31.05.2007) "О совершенствовании оплаты труда лиц, замещающих отдельные государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих отдельные государственные должности федеральной государственной службы в аппарате правительства
Указ Президента РФ от 30.09.2004 № 1260 (ред. от 25.07.2006, с изм. от 18.10.2007) "О оплате труда руководителей некоторых федеральных органов исполнительной власти"
Указ Президента РФ от 16.08.1995 № 854 (ред. от 13.12.2000) "О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и государственные должности федеральной государственной службы"
Указ Президента РФ от 25.06.2002 № 655 (ред. от 18.10.2007) "О повышении денежного вознаграждения лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации"
Указ Президента РФ от 15.11.2005 № 1332 "Об оплате труда лиц, замещающих отдельные государственные должности Российской Федерации"