Полюбившаяся жителям Белгорода песня Николая Овчаренко стала своего рода визитной карточкой города: ею встречают на вокзале фирменные поезда из Москвы. Одно плохо - отделение железной дороги отказывается выплачивать сочинителю авторское вознаграждение.
Интересы музыканта взялось защищать Российское авторское общество.
- Если железнодорожники откажутся оформить договорные отношения с Овчаренко, придется направлять иск в суд, - говорит директор Центрально-Черноземного филиала РАО Людмила Топал. - В его перспективах не сомневаюсь: российские законы позволяют отстаивать интеллектуальную собственность.
Декларация из бара
С прошлого года владельцы многих предприятий общепита, салонов и торговых центров Воронежа привыкают наряду с налоговыми декларациями заполнять еще и музыкальные, предназначенные Российскому авторскому обществу. Предприниматели вписывают в документ фамилии композиторов и исполнителей, чьи песни или мелодии звучали в заведениях в истекшем квартале, проставляя рядом число воспроизведений. В соответствии с декларацией они будут обязаны перечислить в РАО определенную сумму вознаграждения музыкантам.
- Что будет, если не отправлять ни декларации, ни денег? - спросил корреспондент "РГ" держателя популярного воронежского диско-бара. - Кто сможет зафиксировать, какие шлягеры и сколько раз у вас прокручивались?
- Не знаю, каким образом, но данные о нашем репертуаре в РАО попадают. Так что с декларацией работать спокойнее.
Российское авторское общество как негосударственная и некоммерческая организация образовалось в 1993 году. Центрально-Черноземному филиалу РАО, охватывающему пять областей, в мае исполнилось три года. За это время членами общества в регионе стали 450 человек, в основном представители творческих профессий - писатели, художники, музыканты. Более 23 тысяч российских и 1 миллиона зарубежных авторов передали обществу полномочия защищать их интересы.
- Сбор авторских вознаграждений с предприятий-пользователей в нашей стране до сих пор сопряжен с немалым трудом, - говорит директор филиала РАО Людмила Топал. - Многие не понимают, что литературные и художественные произведения в правовом отношении такая же собственность, как и всякая другая. И за ее использование в коммерческих целях, например, за публичное исполнение, необходимо платить.
Попали в точку
За время работы Центрально-Черноземного филиала РАО заключено более 700 лицензионных соглашений.
- Их должно быть гораздо больше, - говорит Людмила Топал. - Однако многие пользователи не торопятся привести эту сферу деятельности в соответствие с законом.
Подписано около двухсот договоров с заведениями общественного питания. Но сколько их на территории пяти областей, если только в одном Воронеже насчитывается более четырехсот точек, из которых доносится музыка, подпадающая под статьи закона об авторском праве? Сумма месячных платежей по соглашению не превышает обычно одной - полутора тысяч рублей. Тем не менее владельцы кафе, ресторанов, баров неохотно выплачивают "авторские".
Когда уговоры не помогают, приходится обращаться в правоохранительные органы. С прошлого года милиция регулярно проводит проверки заведений общепита на предмет незаконного (бездоговорного) публичного исполнения музыкальных произведений и утаивания гонорара. По словам Людмилы Топал, лучше всего эта работа поставлена в Липецке. А вот в Белгороде большинство предприятий общественного питания, торговых и досуговых центров безнаказанно нарушают законодательство об авторском праве.
Последняя инстанция защиты авторских прав - судебная. Еще недавно служители Фемиды неохотно брались за дела, связанные с защитой интеллектуальной собственности. Лед тронулся, когда Верховный суд РФ, рассмотрев иск Российского авторского общества к одному из предприятий-пользователей, разослал по всем судам специальные указания. Публичное исполнение, воспроизведение музыкальных произведений и даже трансляция радиопередач (в качестве фона) в коммерческих предприятиях (точках общепита, магазинах, кинотеатрах) отныне запрещены, пока владельцы не заключат договоры с авторами, либо не подпишут лицензионное соглашение. При рассмотрении подобных дел судьи обязаны сверяться с вступившей в силу 1 января четвертой частью Гражданского кодекса РФ, посвященной защите интеллектуальной собственности. "Незаконное использование произведений или объектов смежных прав влечет за собой гражданско-правовую, административную и даже уголовную ответственность. Обладатели исключительных прав могут требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации в размере от 10 тысяч до 5 миллионов рублей - по усмотрению суда, исходя из характера нарушения", - говорится в комментарии по материалам рассмотрения одного из подобных дел.
Появились прецеденты: в апреле суд обязал белгородский кинотеатр выплатить в пользу авторов музыкального сопровождения сеансов 236 тысяч рублей. А в целом, только в прошлом году Центрально-Черноземным филиалом РАО было инициировано 86 судебных дел по защите авторских прав. Все они выиграны, в результате чего объем сборов увеличился в несколько раз.
Каждому - по популярности
Самим авторам важнее знать, как распределяется гонорар за их произведения. Возможный вариант: владельцы кафе и ресторанов ежеквартально предоставляют список своей фонотеки. Или сообщают, программы какой радиостанции звучали в стенах заведения, указывая временной промежуток. По этим данным можно установить, какие именно песни проходили в это время в эфире. Если авторов определить не удастся, собранные средства распределяют между членами РАО в соответствии со "шкалой популярности".
Более четко отлажена работа с театрами. Чтобы осуществить постановку, нужно разрешение авторов пьесы и музыкального оформления или их наследников и правообладателей. При этом филиал РАО уполномочен действовать и от имени авторов, не являющихся членами общества. Но прежде их нужно найти для подписания договора и последующей выплаты гонорара. Обычно от каждого спектакля отчисляется пять процентов сбора создателю пьесы, столько же - авторам музыки. Бывают примеры безвозмездного сотрудничества, когда автор отказывается от гонорара.
А вот отношения РАО с кинотеатрами еще далеки от взаимопонимания. Приобретя для показа ленту, владельцы кинозалов считают имущественные вопросы решенными. Но, по действующему закону, они обязаны отдельно выплатить вознаграждение авторам использованных в фильме музыкальных произведений. Всеми способами владельцы кинотеатров стремятся уйти от этих платежей, порой не подчиняясь судебным решениям.
Другая сторона деятельности РАО - разъяснительная работа среди самих авторов. Благодаря этому, например, воронежский джазмен узнал, что может получить гонорар за свою музыку, исполняемую в одном из местных ресторанов. А художник - деньги за использование в рекламных целях созданного им плаката.
Станислав Рывкин, адвокат:
- Введенная с 1 января четвертая часть Гражданского кодекса РФ заменила прежние регламенты, касающиеся авторских прав. Правовой охране теперь подлежат произведения науки, литературы и искусства, секреты производства, изобретения, промышленные образцы и полезные модели, фирменные наименования, программы для ЭВМ, товарные знаки и многое другое. Впервые в российском законодательстве вводится норма, по которой за неоднократное или грубое нарушение прав интеллектуальной собственности суд может принять решение о ликвидации юридического лица или о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя. Регламентируется порядок использования результатов интеллектуальной деятельности - путем договора об отчуждении исключительного права или лицензионного договора.
России уже давно ставят в вину недостаточную защиту интеллектуальной собственности, наличие в продаже контрафактных товаров. Наверное, с введением закона в действие контрафактная продукция не исчезнет. Однако впервые у собственника появляется возможность потребовать восстановления своего права на любое авторство или причастность к интеллектуальной разработке, привлекать к ответственности нарушителей. А дальше многое будет зависеть от правоприменительной практики в судах, от настойчивости самих людей творческих профессий.