Буквально похоронную ноту внес вчера в заседание правительства Москвы руководитель департамента потребительского рынка и услуг столицы Владимир Малышков. Он заявил: "У Москвы нет земли для захоронения людей. Последняя закончится в этом году".
Ежегодно около 130 тысяч москвичей отдают богу душу. А вот ворота для всех, без исключения, открыты только на двух из 71 столичного кладбища - Богородском и Перепечинском (цена за предоставление участка- 4400 рублей). На всех остальных могут захоронить лишь в уже существующую родственную могилу, на ранее купленном участке, сервисном (коммерческом) участках или же упокоить прах в урне в колумбарии.
Надо заметить, Москва пытается использовать каждый кусочек свободной земли на погостах. Чтобы "уплотнить" города мертвых, столица взялась за весьма трудоемкое дело - проведение технической инвентаризации кладбищ при помощи космической аэрофотосъемки и наземной топографии. Благодаря этому было выявлено множество давно заброшенных могил, в которых можно хоронить. Это в какой-то степени поставило заслон черному бизнесу, предствители которого срывали старые захоронения и потом вридорога их продавали. Но, увы, некрополи заполняются быстрее, чем выявляются свободные места...
Один из выходов для города - закупать земли под погосты в Подмосковье. Но и там не разбежишься. Во всей Московской области расположено 8 кладбищ, находящихся в хозяйственном ведении Москвы, где москвичи лежат вместе с жителями области: Хованское - в Ленинском районе, Митинское - в Красногорском, Перепечинское - в Солнечногорском, Лианозовское - в Мытищинском, Щербинское - в Подольском, Домодедовское - в Домодедове, Николо-Архангельское - в Балашихе, Долгопрудненское - в Долгопрудном.
Но и здесь свободных площадей недостаточно. Однако правительство Москвы, похоже, нашло выход, хотя и очень дорогостоящий. Как сообщили корреспонденту "РГ" в министерстве жилищно-коммунального хозяйства Московской области, практически решен вопрос по выделению новых участков в Одинцовском и Дмитровском районах. Они приобретаются у собственников земли.
Но погост - особый объект, который в любом месте не обустроишь. Он может находиться только на землях поселений или землях особо охраняемых территорий и объектов. Купив их, город обязан перевести земли в нужную категорию. На этом требовании и наживаются собственники, заламывая безбожные суммы компенсаций за земли, предоставляемые под некрополи.
Поэтому московские власти вынуждены расширять колумбарии. Владимир Малышков призывает москвичей "проявлять сознательность" и при выборе способа захоронения отдавать предпочтение кремации. Почти половину покойников в столице так и хоронят. Подталкивают родственников к этому и взлетевшие цены на погребальные услуги. Как сообщили корреспонденту "РГ" в одной из ритуальных фирм, зарезервировать семейный участок на Домодедовском кладбище стоит чуть больше 70 тысяч рублей, а на Митинском - от 100 тысяч рублей. Однако, каждый, кто исполнял скорбный долг, знает, что в действительности за доп. услуги, например, за расположение могилы рядом с аллеей или в сухом месте, приходится платить еще и дополнительно. А вот урну с прахом замуруют в колумбарий всего за тысячу рублей.
Однако многих останавливают от такого выбора религиозные соображения. Родственники порой готовы везти гроб за тридевять земель лишь для того, чтобы соблюсти обычай хоронить тело в землю.