21.05.2008 02:22
Общество

Алтайских родителей отправят на "повышение квалификации"

Мамам и папам школьников предлагают повысить свой культурно-образовательный уровень
Текст:  Алена Пушкарева (Алтайский край)
Российская газета - Алтай: №0 (4664)
Читать на сайте RG.RU

В регионе планируют организовать курсы психологического, педагогического и юридического просвещения родителей.

Об этом было заявлено на недавнем заседании краевого Совета родительской общественности.

Мам и пап нынешних учеников часто и справедливо упрекают в чрезмерной пассивности и самоустраненности от участия в жизни школы, а заодно и от воспитания своих чад. Но, прежде чем воспитывать детей, нужно еще вразумить их родителей. Об этом наконец-то заговорили ученые на различных форумах, посвященных школьным проблемам подрастающего поколения. Им вторят и педагоги. "Дети таковы, каковы взрослые. Количество хороших детей напрямую зависит от количества хороших взрослых", - считает учитель начальных классов новоалтайской школы № 10 Татьяна Майер.

- Не секрет, что многие родители, особенно на селе, пьют, - рассказывает председатель родительского совета Полковниковской средней школы Косихинского района Татьяна Подольская. - В нашей школе создан клуб "Посидим по-хорошему". Организуем встречи с чаепитием и общением вместе с детьми. Затянуть на такие посиделки родителей очень сложно. Зато потом они обычно благодарят - постепенно люди понимают, что можно проводить время и без спиртного, тем более, когда дома после таких совместных с детьми мероприятий улучшаются их отношения, становятся более доверительными.

Но не только алкоголь мешает нормальным отношениям детей и родителей. Чрезмерная занятость мам и пап, стремление сделать карьеру чаще всего также мешает взрослым обратить внимание на свое чадо.

- У нас очень хорошая школа, - сказала корреспонденту "РГ" мама двоих детей, учащихся одной из престижных школ Барнаула. - Но установить контакт с родителями неимоверно сложно. У всех бизнес, работа, всем вечно некогда - они даже на родительские собрания не приходят. А у детей тем временем накапливаются психологические проблемы, которые без участия родителей никак не решить.

При этом в крае есть опыт работы активных родителей, заботящихся о своих детях и тем самым помогающих учителям. Например, в той же Полковниковской школе мамы и папы, узнав, что медосмотры у детей проходят зачастую даже без измерения давления, озаботились выяснением реального состояния здоровья своих "кровинушек". Первое же обследование выявило ряд проблем - сколиоз, нарушение зрения, желудочно-кишечные проблемы. Мамы и папы начали действовать: установили, насколько парты не соответствуют росту подрастающих детей, и перемонтировали ученическую мебель в нескольких кабинетах. Затем получили заключение санэпидстанции об уровне освещенности школьных классов, и заменили лампы в ряде кабинетов. Проконсультировались у педиатра по поводу диетического питания. Сейчас школьники получают в столовой не только чай с булочкой, но и горячее первое. Наконец, ради психологического комфорта своих детей папы с мамами взяли на себя обустройство интерьера школы. "Теперь захожу в здание - и душа радуется. Была в некоторых городских школах, и мне кажется, что у нас лучше", - признается Татьяна Подольская.

На учебу детей влияют вещи и обстоятельства, напрямую со школой и учебой, казалось бы, никак не связанные. Для школьников крайне важна комфортная обстановка дома, но ее, по мнению психологов, во многих наших семьях нет. "Ко мне часто приходят мамы с жалобами на своих детей: неважно учатся, плохие отношения с родителями, непонимание и конфликты… Начинаем работать, и выясняется, что проблема не в ребенке, а во взрослых", - говорит Нина Григоревская, педагог-психолог с 18-летним стажем работы.

Иногда оказывается так, что даже к папе, который лежит на диване и смотрит телевизор, претензий меньше, чем к хранительнице домашнего очага. "Милые женщины, это мы с вами воспитываем детей и мужчин такими. Многих проблем можно было бы избежать, если бы женщины вели себя немного иначе и делились властью с мужьями", - считает Григоревская. По ее словам, несамостоятельность и пассивность (и детская, и папина) рождаются от чрезмерной маминой опеки. В итоге роль папы в семье сводится к "банкоматной" функции. На детских же рисунках, раскрывающих психологическое состояние ребенка, папа зачастую представлен не только после мамы, бабушек и прочих родственников, но и после любимых собачек и попугайчиков.

Комментарий

Александр Слажнев, заместитель начальника управления по образованию и делам молодежи Алтайского края:

- Родители должны знать возрастную психологию, ориентироваться в вопросах охраны прав детей, знать не только свои обязанности, но требования и обязанности образовательных учреждений. Также нашим папам и мамам следует владеть информацией о методах и формах профилактики правонарушений, наркомании, других негативных явлений. Это уже правовая грамотность. Все эти знания родители могут получать, взаимодействуя со школьными психологами, сотрудниками правоохранительных органов, которые сегодня должны работать с родительской общественностью. Кстати, в некоторых школах края у нас уже есть школьные инспектора милиции.

В целом работа по психолого-педагогическому и юридическому просвещению родителей в крае ведется - в каких-то районах чуть более интенсивно, в каких-то - чуть менее.

Образование Семья и дети Алтайский край Сибирь