Чрезвычайная ситуация сложилась на стройплощадках Свердловской области: уровень травматизма увеличился за последние полтора года вдвое.
Николай Малых один из немногих руководителей строительных фирм, который попытался оспорить в суде действия недобросовестного субподрядчика. Взявшись за возведение торгового центра, он заключил договор со строительной фирмой. Спустя полгода в ходе плановой проверки госинспекции выяснилось, что у фирмы липовая лицензия: бланки и печати настоящие, а в госреестре компания не числится.
- Я обратился в суд с иском, требуя у субподрядчика вернуть деньги, ведь фактически он не имел права заниматься такой деятельностью, - вспоминает генеральный директор. - Но мы заключили мировую до начала слушаний.
Этот случай далеко не единственный. Многие субподрядчики на строительном рынке либо не имеют лицензии вообще, либо располагают просроченной или даже поддельной; в среде предпринимателей даже называют расценки на получение таковых: без занесения в реестр - от полутора миллиона рублей, с занесением - от десяти.
Эксперты до сих пор спорят, отчего в регионе произошел такой резкий скачок травматизма, небывалые темпы которого грозят повториться и в текущем году: за четыре месяца на стройках погибли уже 13 человек. В Свердловской области строители гибнут в четыре раза чаще, чем работники других отраслей. Причем у 60 процентов погибших стаж работы был меньше пяти лет.
Другая аномалия среднеуральских строек - участившиеся падения кранов. При этом надзорные органы признают, что их полномочия крайне ограничены.
- Что инспектор Ростехнадзора может сегодня реально сделать? Выписать предписание о наличии нарушения и штраф: должностному лицу от двух до трех тысяч, юридическому от 20 до 30, - рассуждает заместитель руководителя МТУ Ростехнадзора по УрФО Анатолий Соловьев. - Мгновенных мер Ростехнадзор принять не может, а зачастую нужны именно такие. Три года назад нас лишили права немедленно останавливать производство или техническое устройство, работающее с нарушениями требований промышленной безопасности. Инспектор лишь может передать материалы в суд. Но неоперативные меры не дают результата. Сотни кранов вообще работают без регистрации. За ними никто не следит: Ростехнадзор обязан проверять только те краны, которые встали в реестр. В нем числится 14 тысяч кранов, и на каждого инспектора приходится по полторы тысячи единиц.
Сами руководители строительных организаций считают, что травматизм резко вырос в регионе полтора года назад, когда бизнес стал сверхприбыльным. На рынок ринулось множество компаний, которые не смогли обеспечить себя грамотным персоналом, техоснасткой. Сейчас звучат прогнозы о снижении рентабельности строительства. Это тоже плохо: меньше средств будет направляться на технику безопасности.
- Политика владельцев земли и монополистов энергоресурсов ведет к искусственному удорожанию жилья, - считает Александр Лощенко, президент регионального Союза предприятий стройиндустрии. - На земельных аукционах строительным компаниям за огромные суммы продают участки, которые даже не оснащены коммуникациями. Недавно три гектара продали за 240 миллионов. Монополисты требуют у бизнесменов заплатить 60 процентов от стоимости подключения энергоресурсов еще на стадии оформления документов.
За последние год-полтора застройщики вынуждены были поднять цены на жилье вдвое. А покупательский спрос имеет предел. С рынка начинают уходить инвесторы. По прогнозам аналитиков, 40 процентов специалистов уйдет из строительной отрасли.
Специалисты считают: раз уж не удается заставить застройщиков соблюдать элементарные правила безопасности, надо хотя бы обеспечить достойную компенсацию травмированным. Но этого как раз нет.
- Значительная часть строительного бизнеса работает в теневом секторе экономики, где никто ни за что не отвечает, - размышляет заместитель директора департамента труда и социальных вопросов министерства экономики и труда Свердловской области Владимир Соснин.
Сегодня работодатель за погибшего работника фактически не рассчитывается. Пособия по Фонду соцстраха многие называют "пособием на погребение" из-за их скудности, тем более, если зарплата выплачивается "в конвертах". Поэтому назрела необходимость вычислить экономический эквивалент человеческой жизни, исходя из данной суммы должны рассчитываться страховые взносы и страховые выплаты пострадавшим на производстве. За рост травматизма на предприятии Фонд соцстраха наказывает руководителей
40-процентной надбавкой к страховым тарифам. В прошлом году сумма штрафа составила девять миллионов по области. Но фактически эта мера больше бьет по бюджету крупных предприятий, мелкие же доплачивают несколько сотен рублей.
Недавно одна из крупных страховых компаний обратилась в правительство области с предложением ввести обязательно страхование строительно-монтажных рисков - зданий, оборудования, здоровья людей. Хотя бы по бюджетным объектам строительства. Ответа нет. Как и федерального закона, который обяжет строителей страховать если не все риски, то хотя бы свою ответственность перед третьими лицами.
- Компании могут страховать своих работников на миллион рублей, отчисляя страховщикам, скажем, по девять тысяч рублей - для организации с миллиардным оборотом - это копейки, - считает Александр Несин, заместитель директора крупной страховой компании. - Суммы страхования СМР составляют 0,3-0,5 процента от сметной стоимости. Зато расходы на страхование полностью включаются в себестоимость строительства, что согласно 25 главе Налогового кодекса РФ позволит получить определенные налоговые льготы. Можно сократить и смету: отчисляя менее одного процента на страхование, строительная фирма покрывает непредвиденные риски.
Михаил Давыдов, технический инспектор труда профсоюза строителей Свердловской области:
- На Среднем Урале плохо используется дисквалификация нерадивых руководителей. Хотя во многих регионах за несоблюдение правил охраны труда ежегодно суд лишает десятки директоров права занимать руководящие должности на срок до трех лет. У нас ни один руководитель не был осужден за нарушения техники безопасности. В лучшем случае предпринимателей штрафуют на две-три тысячи рублей.
Инспекторы не имеют права прийти в организацию с внеплановой проверкой - необходимо письмо с жалобой.
Остро необходима система подготовки и переподготовки кадров. Чиновники хвалятся, что в регионе удалось сохранить все 150 профтехучилищ, но фактически рабочих строительных специальностей у нас не готовят. Усугубляет ситуацию и то, что аттестация рабочих мест проводится для галочки, а реальных результатов нет.