В понедельник в Москве открылся Всероссийский форум "Малый и средний бизнес - основа социально-экономического развития России в XXI веке". "Наша общая приоритетная задача - обеспечить стабильность и процветание частного бизнеса в России, надежную защиту его законных прав", - говорится в приветствии президента Дмитрия Медведева участникам и гостям форума. - И органы власти делают новые и важные шаги в этой сфере".
О них рассказала глава минэкономразвития Эльвира Набиуллина. Министр заметила, что к 2020 году число малых и средних компаний должно составить не менее 6 миллионов. И напомнила, что одним из первых указов нового президента был документ, посвященный неотложным мерам по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности в России. И минэкономразвития уже готовит необходимые поправки в законодательство. Они предусматривают переход на уведомительный принцип открытия бизнеса, отмену лицензий и их замену страхованием ответственности, финансовыми гарантиями. Будут также развиваться саморегулируемые организации малого бизнеса. Контроль и надзор частично избавят от карательных функций. "Главное не наказать, а помочь", - пояснила Набиуллина. Значительно сократится контроль на потребительском рынке со стороны органов внутренних дел.
Министр надеется, что в ближайшее время Госдума примет поправки в законодательство, отменяющие использование контрольно-кассовых аппаратов предпринимателями, работающими по единому налогу на вмененный доход. И это позволит им сэкономить не менее 30 миллиардов рублей.
Подготовлены также меры, которые облегчат доступ предпринимателей к инфраструктуре. Например, заметила Набиуллина, будет сокращена плата за подключение к энергосетям для малых предприятий, потребляющих не более 100 киловатт.
Надо сказать, что предприниматели были готовы по достоинству оценить все эти новации. Утром многие вопросы они уже обсудили на "круглом столе", который прошел в рамках форума. Здесь выступал директор Департамента государственного регулирования в экономике минэкономразвития Андрей Шаров. Сотни малых бизнесменов, прибывших из разных регионов страны, до отказа заполнили конгресс-зал Торгово-промышленной палаты, чтобы прояснить для себя: действительно ли власть собирается сделать серьезную ставку на малый бизнес. Судя по реакции зала - убедились.
Бизнесмены "на ура" приняли сообщение о том, как государство собирается решить проблему кредитов для малого бизнеса. Новая система станет альтернативой банковским займам. В этом году, сказал Шаров, в России будет создан так называемый посевной фонд с капиталом 2 миллиарда рублей для финансирования на самых ранних стадиях инновационных разработок. По всей видимости, эти средства частично предоставит Российская венчурная компания. По крайней мере недавно о том, что РВК может выделить в посевной фонд 1 миллиард рублей, говорила Эльвира Набиуллина. Кроме того, в этом году в регионах на уровне муниципалитетов начнут создавать государственно-частные фонды прямых инвестиций, которые на 50 процентов будут состоять из средств частного капитала, остальное добавит государство. В каждом из этих фондов планируется сосредоточить не более 400 миллионов рублей. В США, подчеркнул чиновник, сегодня успешно действует 400 таких фондов.
Одним из вариантов поддержки малых бизнесменов скоро станет и массовое развитие микрофинансирования - до 600 тысяч рублей. Речь идет о дешевых коротких кредитах, не требующих залога, которые можно будет получить, как сказал Шаров, в "высококапитализированных организациях". Сегодня, по его словам, механизм создания таких структур закладывается в проекте закона о микрофинансовых организациях. Кстати, консультации по этому поводу минэкономразвитию давал знаменитый нобелевский лауреат Махмуд Юнус, который по всему миру создал сеть "банков для бедных". "В некоторых странах, например, люди могли взять кредит в полдоллара. На мотыгу", - пояснил Шаров. И добавил, что "в России тоже надо дать такой толчок, особенно в сельской местности". Шаров также сообщил, что до конца года будет сокращена процедура отчетности для предприятий, работающих по упрощенной системе налогообложения, - они будут делать это раз в год, а не раз в квартал, как сейчас. Как заметила позже Набиуллина, в итоге налоговая отчетность будет сокращена в четыре раза.
А уже в июне, продолжил Шаров, установят новые критерии годовой выручки для средних компаний - 1 миллиард рублей, для малых - 400 миллионов рублей и для микропредприятий - 60 миллионов рублей. Также будут сняты "кадровые" ограничения для владельцев патентов. Напомним, до сих пор индивидуальные предприниматели, работающие с помощью патентов, не имели права использовать труд наемных работников. Теперь это ограничение убирают. "И они получат возможность нанимать до пяти человек", - уточнила потом Набиуллина, добавив, что будет также расширен перечень видов деятельности для работы по патентам.
Всего, по словам Шарова, Правительственная комиссия по развитию малого и среднего предпринимательства, которую недавно возглавил первый вице-премьер Игорь Шувалов, имеет развернутый план действий по 100 позициям. В частности, уже готова новая редакция закона о проверках, которая сократит количество согласований, разрешений и оснований для проверяющих. Любая же первая проверка на малом предприятии должна будет проходить без предъявления штрафа. Пересматривается сегодня и закон о лицензировании. В сферу страхования ответственности планируется перевести десятки видов деятельности. И вдобавок ввести норму об автоматическом продлении лицензий для всех предприятий, не имеющих нареканий.
"А 4 июня наступит решающий день для законопроекта о выкупе малыми предприятиями арендуемых помещений", - добавил Андрей Шаров. По его словам, документ одобрен правительством. Теперь слово за депутатами. Когда закон вступит в силу, то нелепая и жестокая ситуация, когда арендованные помещения продают, по сути, вместе с бизнесменами и их успешным бизнесом, будет исчерпана, пообещал Шаров. При этом он призвал мэров городов, глав администрации и муниципалитетов уже сейчас начать активно формировать список помещений, которые будут сдаваться на льготных условиях малым предприятиям. "Правительственная комиссия поручила в течение месяца отчитаться о создании в регионах таких "имущественных баз", - подчеркнул Андрей Шаров.
Татьяна Зыкова, Елена Кукол
Свободу - под ответственность
Мы попросили участников форума по малому бизнесу и экспертов "РГ" прокомментировать проблемы, по которым развернулись самые жаркие дискуссии.
Елена Панина, заместитель председателя Комитета Госдумы по промышленности, вице-президент РСПП:
- Для того чтобы вытянуть малый и средний бизнес на инновационную дорогу, прежде всего нужна заинтересованность крупного бизнеса в инновациях. Малое предприятие, разработавшее, к примеру, сверхсовременную систему связи, как правило, не сможет самостоятельно внедрить ее в производство. Это по силам крупному предприятию.
В свою очередь, для него надо создать стимулы. Например, расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы надо бы освободить от налогообложения, как и все вновь создаваемые малые компании, которые создают инновационный продукт. В Белоруссии такие предприятия на пять лет вообще освобождаются от налогов.
А чтобы в России малый и средний бизнес работал не только в торговле, как сейчас, но и в производственном секторе, ему нужно обеспечить несколько стартовых условий. Во-первых, необходимы производственные площади с инженерной инфраструктурой (электроэнергией, водоснабжением), пусть в небольших, но промышленных масштабах. Во-вторых, обеспечить доступ к недорогим и "длинным" кредитам. В-третьих, дать возможность приобретать современное оборудование, чтобы продукция выпускалась качественная и конкурентоспособная. В-четвертых, стимулировать этот спрос на товары и услуги небольших предприятий, то есть встроить их в технологическую цепочку с крупным бизнесом. Ни одно из этих четырех условий в России сегодня не обеспечено, в том числе законодательно. Если, скажем, площадь под торговлю за последние годы кто-то сумел приобрести, то получить землю по конкурсу для строительства небольшого предприятия практически невозможно. Нужны поправки в закон, чтобы земля под производственные цели предоставлялась по упрощенной схеме, без всяких конкурсов, и при этом четко отслеживать ее целевое использование. Проблемы по приобретению оборудования можно решать за счет развития государственного лизинга. Именно государственного, а не коммерческого, который крайне дорог и заведомо создает неконкурентные условия для развития малых и средних компаний.
Владислав Корочкин, вице-президент "Опоры России":
- Мы намерены предложить государству пять неотложных шагов по ликвидации административных барьеров, чтобы подорвать основы коррупции - этого своего рода оброка для бизнеса за право просто работать.
Во многом наше законодательство сегодня выстроено таким образом, чтобы их создавать. Один из классических абсурдных барьеров, к примеру, - ежегодное согласование малыми предприятиями с Ростехнадзором квот по вывозу мусора на свалки. Причем индульгенции инспекторы выдают, не контролируя бизнес. Так вот, самый первый шаг - отмена сотен подобных разрешительных и согласовательных процедур.
Второй шаг - принять концепцию о защите прав предпринимателей при проведении проверок.
Третий шаг. Для того чтобы исключить безнаказанность чиновников, как можно быстрее принять закон "Об административных регламентах и стандартах государственных услуг" и поправки в закон о государственной службе. В частности, ввести запрет на занятие определенных должностей теми чиновниками, которые нанесли своими действиями ущерб бизнесу. При этом, конечно, мы понимаем, что данные преобразования возможны только при эффективной судебной системе. Поэтому четвертый шаг - участие не менее двух арбитражных заседателей в спорах между юридическими лицами и органами власти. Сегодня выиграть честный суд у исполнительной власти, которая выносит предписания о санкциях, уплате штрафов, как правило, невозможно. И, наконец, пятый шаг. Обязать совещательные органы федеральных органов власти передавать в Госдуму законопроекты, касающиеся малого бизнеса, только с заключением экспертов общественных объединений предпринимателей.
Евгений Гонтмахер, руководитель Центра социальной политики Института экономики РАН:
- Если в целом посмотреть, что собой представляет социально ответственный бизнес, то в этот джентльменский набор входит не так уж и много. В-первых, платить налоги в полном объеме, которые затем возвращаются в виде социальных программ, в том числе и для людей, занятых на малых предприятиях. Во-вторых, создавать своим сотрудникам достойные условия труда - платить именно ту зарплату, которую они смогли заработать, и, конечно, не в конвертах. Зачастую именно в торговых розничных малых предприятиях, когда коллектив небольшой, обидеть работников, особенно неквалифицированных, у которых нет выбора, легче всего. Хозяин для приличия платит им минимум, а в десятки раз больше берет себе.
Что касается добровольного софинансирования пенсий, о котором сейчас дискутирует крупный бизнес, то для малых компаний эта проблема пока не по силам. Они и так находятся в сложной финансовой ситуации. А ведь надо еще и развиваться, покупать новое оборудование, создавать рабочие места. Вот когда административные перекосы, проверки, которые сегодня стоят больших денег, уйдут, у малого бизнеса высвободятся финансы. Тогда и появится возможность ожидать от него самостоятельных инициатив, касающихся социальной ответственности, в том числе по софинансированию пенсий и участию в благотворительных программах.
Юрий Дешевых, временно исполняющий должность директора департамента надзорной деятельности МЧС России:
- Пожарный надзор уже сегодня работает в рамках положений указа президента "О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности". Сейчас у нас свыше трех миллионов подобных объектов контроля. Инспектор пожарной охраны на этих точках появляется нечасто, обычно один раз в три-четыре года.
Единственное, что было бы целесообразно - помимо послаблений для малого бизнеса внести изменения и в Кодекс об административных правонарушениях, чтобы усилить ответственность собственников. Раз уж малым предпринимателям дается больше прав, так и ответственность их должна быть более высокой. Сейчас за пожары, нарушения правил пожарной безопасности мы штрафуем на 2-4 тысячи рублей. Это же смешные деньги для предпринимателей. Штрафы должны быть существенно выше.
Не стоит забывать и о том, что пожары на малых предприятиях, как правило, имеют тяжкие последствия - приводят к групповой гибели людей. Припоминаю два случая прошлого года, когда на фабриках мебельного производства в Московской области одновременно погибли 18 человек. А в позапрошлом году случился страшный пожар в клубе "911". Тоже, кстати, малое предприятие, которое каждые три года проходит перерегистрацию и меняет название, таким образом выходя из зоны правовых проверок госпожнадзора. Результат тяжкий - девять погибших.
Основное нарушение, которое фиксируется пожарными, - незнание, а порой несоблюдение собственником, персоналом малого предприятия необходимых технологий. К примеру, те же малые мебельные фабрики, где вовсю применяют клеи на основе легковоспламеняющейся жидкости. Мебель собирают буквально "на коленках". Нужно в обязательном порядке на таких фабриках предпринимать дополнительные меры пожарной безопасности. Кроме того, в свете указа президента важно задействовать страховые механизмы, которые действуют во всем мире.
Между тем, как показывают результаты социологического опроса, проведенного в России, на вопрос: "Готовы ли вы нести затраты на обязательное противопожарное страхование?", 43 процента ответили отрицательно. Не хотят собственники малых предприятий оплачивать страховые сборы.
Мы очень надеемся на введение пожарного аудита и его взаимодействия с системой страхования. При этом владелец малого предприятия будет кровно заинтересован в соблюдении правил пожарной безопасности, ведь чем больше нарушений, тем выше будет сумма его страхового взноса.
Подготовили Татьяна Зыкова, Елена Шмелева