27.05.2008 04:48
Экономика

Генпланы городов повысят инвестиционную привлекательность Южного федерального округа

Текст:  Марина Бровкина
Российская газета - Экономика Юга России: №0 (4669)
Читать на сайте RG.RU

Профессионально разработанные концепции развития городов ЮФО существенно увеличат инвестиционную привлекательность региона.

Ректор Ростовского архитектурного института Южного федерального университета Виталий Колесник считает, что генплан способен стать лоцией для грамотного инвестора.

Российская газета: Виталий Антонович, об улучшении инвестиционного климата округа не говорит только ленивый. Но такой аспект, как наличие генпланов городов, обычно не учитывается при прогнозировании притока инвестиций. Парадокс, не правда ли?

Виталий Колесник: Действительно, явление неоднозначное. И дело не только в том, что мы привыкли к ситуации бессистемного развития мегаполисов. В настоящее время во многих городах ЮФО власти уже осознали, что необходимо иметь четкую, профессионально разработанную программу развития. Однако изменилась сама идеология генплана - вот в чем проблема.

Ранее в нашем государстве господствовала идея плановой экономики. Центральным звеном концепции развития городов выступало градообразующее предприятие. Это понятие и было идеологическим стержнем генпланов. До конца семидесятых все наши города развивались в соответствии с утвержденными на 25 лет генеральными планами развития. Вокруг градообразующего предприятия нанизывалась вся инфраструктура. На Юге России немало примеров, когда строительство крупного завода влекло за собой развитие целого городского района.

Потом ситуация резко изменилась. Города стали развиваться хаотично. Отсутствие генплана многим было даже выгодно. Легко можно было получить землю под застройку и делать там все что душе угодно. Так появились районы, где дома громоздятся один на другом и нет ни стоянок для транспорта, ни детских площадок, ни зон отдыха. И это наносит серьезный урон экономике городов ЮФО.

Инвестиционная привлекательность неразумно застроенных мегаполисов значительно ниже, чем могла бы быть. Инвестор не создаст производство там, где не хватает коммуникаций, подъездных путей, а работникам придется ездить за 30-40 километров. Это неоправданно, не будет приносить прибыль.

РГ: Вы сказали, что идеология генпланов в наши дни меняется.

Колесник: Был период, когда архитекторы и градостроители никак не могли прийти к общему мнению - нужен ли вообще городам генплан. Разумная позиция все же взяла верх. Местные власти начали объявлять тендеры на их создание. Недавно ростовские планировщики выиграли конкурс на формирование генплана Владикавказа.

Однако четкой концепции градостроительства не существует. Идеология развития мегаполисов подвешена в воздухе, ведь понятие "градообразующее предприятие" стало бессмысленным. Мы не знаем, какое производство может возникнуть в том или ином районе и будет ли оно оказывать существенное влияние на экономику города или региона. Что ж, стихийный рынок.

Концепция генплана начала выстраиваться вокруг других приоритетов. Прежде всего, комфортность проживания людей: удобные транспортные развязки, инженерные коммуникации и другая инфраструктура.

РГ: Такая смена приоритетов - естественная эволюция градостроительства или есть другое объяснение?

Колесник: Все подчиняется экономическим законам. Сейчас сами города и, главное, жилье становятся субъектами бизнеса. В хорошем, удобном для жизни микрорайоне квартиры лучше продаются и по более высоким ценам, поэтому инвесторы и застройщики вынуждены учитывать эти факторы. Строительные фирмы получают не пресловутое "пятно" под застройку, а целый квартал, где они должны предусмотреть и зоны отдыха, и стоянки, и другие объекты, которые позволят людям нормально жить в данном районе.

Что касается промышленности, то следует отметить, что крупные инвесторы все чаще выводят производства, логистические центры за черту города. Это экономически обосновано, строить там дешевле, и в то же время город рядом. Если не требуются глобальные площади, например, при строительстве банка или бизнес-центра, то подобный объект, скорее всего, останется в городе. По сути дела, генплан - это лоция для грамотного инвестора. Имея в руках этот документ, можно просчитать наиболее выгодные ниши для вложения средств, так как становится ясным, какие экономические приоритеты заложены в развитие города.

РГ: Какова сейчас потребность в такой специальности, как градостроитель?

Колесник: Ни одна стройка не может начаться без генерального плана. Так, в Ростовской области требуются более четырехсот генеральных планов для муниципальных образований, по Краснодарскому краю - столько же, более трехсот по Ставрополью, а градостроителей катастрофически не хватает.

Сказываются два фактора. Планировка застройки города - проблема государственная. Частные инвесторы никогда не будут вкладывать в это деньги, а средства еще недавно были только у них. Поэтому градостроители вымерли как класс.

Ситуация осложняется еще и тем, что все работы по созданию генпланов финансирует бюджет, а значит, вознаграждение труда архитекторов-градостроителей не очень щедрое, и специалисты из числа оставшихся в профессии идут на это неохотно. Гораздо выгоднее работать в частных архитектурных мастерских. Это положение надо срочно исправлять. Ростовский архитектурный институт ЮФУ - единственный вуз в России, который получил лицензию на подготовку кадров по специальности "градостроитель". В нынешнем году набираем первый курс из пятнадцати человек.

Коммерческая недвижимость ЮФО