Переговоры о создании в Европе третьего позиционного района противоракетной обороны США пока не дали конкретных результатов.
- Сегодня можно говорить лишь о том, что американцы восприняли озабоченность России развертыванием стратегических объектов у ее границ, - считает начальник Международно-договорного управления минобороны РФ генерал-лейтенант Евгений Бужинский. - Но отказываться от размещения 10 ракетных шахт в Польше и радиолокационной станции в Чехии Пентагон явно не собирается.
Соглашения о создании новой военной инфраструктуры на континенте еще не подписаны. Тем не менее американцы уже называют сроки оперативной готовности позиционного района - 2013 год. Менять решение и идти на компромиссы они не хотят. В ответ Россия вынуждена принимать асимметричные меры. Вчера корреспондент "РГ" попытался выяснить у Евгения Бужинского, какого рода ответ мы готовим Пентагону? В прессу просачивались слухи о возможном развертывании на западном направлении, в частности, в Калининградской области современных ракетных комплексов и перенацеливании части нашего арсенала на американские военные объекты в Европе. Генерал не стал ни опровергать, ни подтверждать эти предположения. Он лишь заметил, что элементы глобальной американской ПРО в любом случае несут угрозу нашей безопасности.
Явное лукавство Вашингтона видно невооруженным глазом. Его вынуждены признать даже те западные эксперты, которых никак не заподозришь в симпатиях к России. Косвенно это признают и сами американцы. Создание нового позиционного района ПРО в Польше и Чехии Пентагон оправдывал ракетной угрозой со стороны Ирана и Северной Кореи. Сейчас о Пхеньяне за океаном стараются не вспоминать: удары оттуда по США и тем более Европе с военной точки зрения выглядят чистой фантастикой. Строго говоря, то же относится и к Тегерану. Во-первых, у иранцев просто нет и в обозримом будущем не будет ракет с такой дальностью полета. Во-вторых, любая конфронтация с европейскими странами Тегерану невыгодна экономически: он потеряет ровно половину своего экспортного рынка.
Понимая шаткость своих аргументов, американцы так выстраивают диалог, что он напоминает детскую игру в сломанный телефон. Скажем, мы предлагаем не загружать в шахты ракеты или на худой конец не активизировать их до того момента, когда угроза удара будет подтверждена объективными данными со станций предупреждения о ракетном нападении. США в принципе не против, но в понятие "угроза" требуют включить сам факт появления в Иране ракет с дальностью более 2,5 тысячи километров и запуск в космос иранской ракеты-носителя. Как одно соотносится с другим, наши военные не понимают.
Генерал привел и другой пример. Россия настаивает на постоянном присутствии наших инспекторов на военных объектах США в Польше и Чехии. В ответ американцы советуют обратиться с соответствующей просьбой к руководству этих стран. Абсурд: шахты и РЛС на сто процентов американские, а допуск к ним мы почему-то должны просить у поляков и чехов. Вообще в переговорном процессе Вашингтон постоянно пытается перевести стрелки на младших партнеров по НАТО.
В итоге Польша возмущается якобы имеющим место стремлением России вмешаться в ее совместное с США решение о задействовании ПРО. Возможное появление на новой радиолокационной станции наших инспекторов в Чехии почему-то оценили как попытку создать на ее территории российскую военную базу. Наконец с явной подачи американцев Варшава и Прага заговорили о необходимости "ответных инспекций", причем не каких-то конкретных объектов российской ПРО, а любых армейских баз на территории нашей страны.
Что же до наших предложений, в частности, касаемых совместного использования данных РЛС в азербайджанской Габале, то вразумительного ответа из США так и не последовало. Видеть в этой станции альтернативу строящейся в Чехии американцы не хотят. А включить ее в глобальную систему американской ПРО Россия никогда не позволит. Это вчера еще раз подтвердил генерал Бужинский.