28.05.2008 04:00
Культура

В США на 74-м году жизни не стало знаменитого режиссера Сидни Поллака

Умер режиссер Сидни Поллак
Текст:  Валерий Кичин
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4670)
Читать на сайте RG.RU

Когда говорят о Сидни Поллаке, в первую очередь вспоминают его "Тутси" - одну из самых изящных, артистичных и смешных комедий киноистории.

Эта картина не только отменно развлекала (переодевание мужчины в женщину - излюбленный комедийный прием всех времен), но за изобретательно придуманными ситуациями открывала целые пласты новых для американского кино тем. Именно "Тутси" вернула в массовое сознание становившиеся актуальными феминистские идеи, именно в ней назревал настоящий бунт против пошлости дешевого шоу-бизнеса, в котором так преуспела "героиня" Дастина Хоффмана. Фильм этот получил 10 номинаций на премию "Оскар" и сразу вошел в число нестареющих зрительских хитов.

Поллак был человек веселый. Это можно видеть по картинам, где он снялся как актер: та же "Тутси", или последняя картина его друга великого Стэнли Кубрика "С широко закрытыми глазами". Лукавый прищур умного, много знающего, но не все говорящего человека всегда присутствует в его работах - как актерских, так и режиссерских. Его кино прекрасно смотрится, оно захватывает и волнует, но он никогда не развлекал публику ради потехи. Снимал фильмы серьезного политического и социального звучания. Вспомним "Три дня Кондора", где другой излюбленный кинематографом сюжет охоты на человека стал только рамой для более важного сюжета, разоблачающего грязные приемы спецслужб. Или "Фирму", где герой Тома Круза, молодой идеалистически настроенный юрист, попадает в сети насквозь коррумпированной могущественной фирмы и оказывается перед мучительным выбором, где ставкой - жизнь. Наши зрители старшего поколения хорошо помнят этапную для Голливуда картину "Загнанных лошадей пристреливают, не так ли?" - один из первых американских фильмов, допущенных на советские экраны, история безумного танцевального марафона времен Великой депрессии, где денежный приз доставался паре, ухитрившейся продержаться дольше других. Это был танец не на жизнь, а на смерть в самом буквальном смысле слова: прошло много лет, а перед глазами до сих пор стоит жуткий контраст разудалой танцевальной музыки и изможденных лиц умирающих в танце людей.

Самый большой успех Поллака - фильм "Из Африки" 1985 года, получивший 7 "Оскаров". В нем он снял своего давнего друга и постоянного актера Роберта Редфорда в паре с Мерил Стрип. Действие этой романтической драмы происходило в экзотическом антураже Кении, и режиссер мастерски использовал все преимущества этой невероятной природной декорации: фильм вышел просторный, эпичный и лиричный одновременно, в нем фантастично все, от пейзажей до человеческих страстей, обострившихся под солнцем и звездами юга.

Поллака в мире кино любили. Он был из тех людей, которые освещают своим светом все вокруг, задают тон, определяют уровень и качество общения. Название его картины "Электрический всадник" во многом можно отнести к его личности: он вносил во все, к чему прикасался, энергию таланта оригинального и умного. И когда теперь говорят, что его будет не хватать, - это не просто привычная для скорбных случаев формула. С ним считали за счастье работать первые звезды кинематографа: он снимал Мерил Стрип, Роберта Редфорда, Дастина Хоффмана, Пола Ньюмена, Шона Пенна, Николь Кидман, Барбру Стрейзанд, Роберта Мичема... Перед ним открывались многие закрытые для других двери - так, один из его последних фильмов "Переводчица" был первым, снятым в стенах ООН. Он был превосходный актер, но не гнушался появляться даже в эпизодических ролях, если его об этом просили друзья-режиссеры. Его наиболее запомнившиеся кинороли - в фильмах Роберта Олтмена "Игрок", Роберта Земекиса "Смерть ей к лицу", Вуди Аллена "Мужья и жены", одно из последних появлений - в криминальной, опять-таки социально заостренной драме Тони Гилроя "Майкл Клэйтон". Сейчас на экранах - комедия "Друг невесты" (Made of Honor) и в ней - небольшая роль Томаса Бейли, последняя в жизни актерская работа Поллака. Он был опытным и чрезвычайно успешным продюсером - на его счету такие значительные картины, как "Тихий американец", "Холодная гора" или "Талантливый мистер Рипли".

Сын русских эмигрантов, Сидни Поллак стал художником всемирного масштаба. Его умное кино останется с нами.

Кино и ТВ США