28.05.2008 04:50
Экономика

Дорожную сеть Кубани ждут большие изменения

Как будет жить курорт в условиях масштабного строительства
Текст:  Олег Галицких (Сочи)
Российская газета - Кубань-Кавказ: №0 (4670)
Читать на сайте RG.RU

Дорожную сеть Кубани ждут большие изменения. "Неделя транспорта России-2008", прошедшая в Сочи, подтвердила: только новых дорог, ведущих к столице будущей Олимпиады, должно быть построено около 100 километров.

Как уже сообщала "РГ", наконец-то утрясены все детали по планирующемуся выносу железнодорожных путей из центра Краснодара. Городу придется распрощаться со станцией Краснодар-2, вместо этого узла появятся обходные стальные магистрали и новый железнодорожный мост через реку Кубань. Администрация края в ходе одного из мероприятий "Недели" - III Международного железнодорожного форума подписала соглашение по этому проекту, стоимость которого оценивается в 30 миллиардов рублей.

Но изменения коснутся всей дорожной сети края. На выставке "Транспорт России­2008", развернутой в Сочинском аэропорту, губернатор Кубани Александр Ткачев по этому поводу провел своеобразную экскурсию для председателя правительства РФ Владимира Путина. Премьеру показали макеты, по которым было видно, как прирастет дорожный фонд региона. Речь, в частности, идет о строительстве современной трассы Краснодар - Геленджик, а также о модернизации и спрямлении дорог, проложенных до Сочи вдоль Черного моря. Участок Джубга - Сочи планируется открыть уже в 2011 году, затратив на его реконструкцию до 600 миллиардов рублей.

В числе проектов, обсуждавшихся на форумах в ходе "Недели" - объездная дорога вокруг Туапсе и строительство скоростной трассы Краснодар - Абинск - Кабардинка.

Конечно, особое внимание уделили подготовке к Олимпиаде2014. Транспортные проекты здесь - приоритетные, поэтому обсуждали их не раз. Этой же теме была посвящена и встреча министра регионального развития Дмитрия Козака и министра транспорта РФ Игоря Левитина с сочинскими специалистами и общественными деятелями, на которой звучали и весьма жесткие вопросы.

Один из них - как будет жить курорт в условиях широкомасштабного строительства, не придется ли его "закрывать" для отдыхающих?

- Для этого мы и создали здесь постоянно действующую рабочую группу минтранса, она должна так планировать задачи, чтобы не усложнить и без того непростую ситуацию в городе, - пояснил Левитин. - Уверен, сочинцы смогут нормально работать, а туристы - отдыхать.

Конечно, горожанам трудно понять, как все это получится. Ведь работы предстоят масштабные. Только новых дорог должно быть построено около 100 километров. Добавьте к этому 50 километров вторых железнодорожных путей на участке Туапсе - Адлер, новый проспект, который протянется на 13 километров, 20 крупных дорожных развязок от Туапсе до Сочи, два морских грузовых района, девять тоннелей, два моста, многочисленные пассажирские причалы, объездную дорогу, девять подземных пешеходных переходов. Ну и еще много чего "по мелочи": парковок, стоянок, сервисных объектов для транспорта.

 - А легкое метро будет до Красной Поляны? - напомнил министрам о давнем проекте один из общественников.

Игорь Левитин рассказал, что от этой идеи пришлось отказаться: "слишком сложно и дорого". Поэтому к горному курорту построят железную дорогу. Впрочем, не совсем обычную: по нижнему ее ярусу будут двигаться поезда, а на возведенном над ним втором ярусе устроят еще одно автомобильное шоссе с тоннелями и развязками. Эту железную дорогу проложат в два этапа: сначала станцию Адлер свяжут с аэропортом, потом потянут магистраль на Красную Поляну.

Не все было ясно собравшимся и с проблемой размещения десятков, а то и сотен тысяч рабочих: где они будут жить?

- Для этих целей планируется построить специальные городки, один из них - в Имеретинской долине, - пояснил Дмитрий Козак. - Все проекты будут обсуждаться, многие вопросы решит местная власть, мы не можем из Москвы всем заниматься. Единственное наше требование - чтобы все процессы оставались прозрачными и не было пищи для слухов.

Козак добавил, что на днях принято решение о передаче контролирующих функций по строительству олимпийских объектов возглавляемому им ведомству. Это означает, что министр будет в Сочи очень частым гостем и большинство возникающих в ходе строительства проблем все же придется устранять ему. Поэтому Козак сходу предложил сочинцам "давать свои предложения".

Предложения посыпались ворохом: и о переводе городского транспорта на альтернативное топливо, и о строительстве пассажирских фуникулерных линий, и о многоярусных стоянках, и даже об использовании в качестве транспортного средства дирижаблей.

Поскольку почти все предложения впрямую касались министра транспорта, отвечать пришлось ему.

- Надо начинать с того, чтобы в Сочи использовались только высококачественные сорта бензина, - сказал Левитин, показывая, что ему пока не до фантазий.

Впрочем, всем, что касается тех же фуникулеров, по словам министра, могли бы заняться местные власти. Им же Дмитрий Козак переадресовал вопрос о возможном искусственном расширении пляжной полосы.

- Есть проект реконструкции центральной набережной, есть проектное предложение о строительстве набережной в Имеретинской долине, активно обсуждается идея создания в море искусственных островов, - взял "пас" присутствовавший на встрече исполняющий обязанности главы Сочи Владимир Афанасенков. - Но во многих вопросах мы столкнулись с проблемой прироста территории, которую надо сначала оформить в законодательном порядке.

А вот вопрос о долгожданном генеральном плане развития Сочи Козак взял на себя. Как заверил министр, он будет готов нынешним летом, и горожане вместе с архитекторами и строителями получат полное представление о зонировании территорий. Исчезнут вопросы, где нужно резервировать земли под курортную зону, где - под жилую и так далее.

- При этом мы минимизируем изъятие участков у граждан под строительство различных объектов, в том числе олимпийских, - сказал Дмитрий Козак. - Жители получат справедливую компенсацию, работа оценщиков начнется уже в ближайшее время.

Из Сочи министры уехали не с пустыми руками: местные ученые и специалисты передали им свои проекты, касающиеся улучшения работы инфраструктуры города и экологии.

Инфраструктура Краснодарский край Кубань. Северный Кавказ