33 религиозные организации действуют в регионе нелегально. Еще 14, хоть и зарегистрированы, считаются сектами. Действующее законодательство не позволяет бороться с ними, а секты продолжают завлекать людей.
Как можно бороться с ними, специалисты обсуждали за "круглым столом". Тема разговора - "Влияние деструктивных тоталитарных культов на здоровье человека". По словам руководителя Архангельского антисектантского центра Ольги Оберюхиной, почти все секты регистрируются как общественные организации и работают открыто. Например, в Архангельском городском культурном центре проводит занятия по йоге секта "Ашрам Шамбала", адепты которой уводят девушек из семей: одна архангелогородка не может вернуть домой свою дочь четыре года. А адепты "Саи Баба" недавно наведались в детское отделение одной из больниц города, и за закрытыми дверями рассказывали детям о боге Саи Баба, якобы живущем в Индии. Причем впустила их заведующая отделением.
Подобных примеров множество. По данным психотерапевта Елены Боярской, 70 процентов попавших под влияние сект невозможно вернуть к обычной жизни. Но бороться с ними сложно. По словам старшего прокурора отдела по надзору за соблюдением федерального законодательства областной прокуратуры Татьяны Гармаш, действующая законодательная база не позволяет закрывать такие организации: имеют право работать и зарегистрированные религиозные объединения, и не имеющие разрешительных документов. Не ограничивает деятельность сект и Федеральный закон "О свободе совести".
По словам прокурора, некоторые секты все-таки удается побороть. Например, общественная организация "Духовное возрождение северян" занималась медицинской деятельностью без лицензии. Доказав это, органы правопорядка добились закрытия организации. Но это единичный пример. В основном сектанты, пойманные на нарушении закона, отделываются небольшими административными штрафами и продолжают вербовку.
По мнению специалистов, решить проблему может принятие областного закона, ограничивающего деятельность сект на территории региона. Подобный документ работает, например, в Тамбовской области. Более активную позицию должен занимать экспертный религиоведческий совет при обладминистрации, который выдает разрешение на регистрацию той или иной "духовной" организации. Но он заседал последний раз… в 2006 году.