В Орловской области зафиксированы попытки узаконить поборы с родителей и ввести возрастной ценз на прием детей в детские сады.
Детям не поздоровилось
Нарушения обнаружили работники прокуратуры, которые провели масштабную проверку исполнения законодательства о несовершеннолетних. Результаты оказались неутешительными. Районы, в которых не были выявлены нарушения, можно пересчитать по пальцам.
Так, в Заводском и Железнодорожном районах Орла превышены нормы по наполняемости групп. В первом действуют 203 группы, в которых занимаются 4756 дошколят. Между тем согласно нормам посещать их могут лишь 3560 ребятишек.
Казалось бы, надо радоваться, налицо демографический подъем. Однако причина не в нем, а в том, что в девяностые годы детские сады активно закрывались и на их месте появлялись коммерческие предприятия. С этим и связана теснота в группах.
Областная очередь на место в детском саду превышает более шести с половиной тысяч детей. Подобная ситуация создает все условия для злоупотреблений. "Такса" за содействие в продвижении по очереди передается родителями из уст в уста. Заботливые мамы и папы, как правило, возмущаются, но принимают правила "детской игры". А у правоохранительных органов без родительских заявлений практически связаны руки.
В районах ситуация не лучше. Но там нарушения больше носят "декларативный характер". Большинство нареканий у прокуратуры возникло к содержанию уставных документов. Например, в семи районах уставы детских садов предусматривали введение возрастного ценза на прием детей. По закону он существует - детей моложе двухмесячного возраста в дошкольные учреждения принимать запрещено. Но орловские заведующие пошли еще дальше и ввели свой ценз - с одного, полутора и даже двух лет. В Залегощенском районе уставы детских садов запрещали принимать детей, имеющих отклонения в физическом и умственном развитии.
А вот в Болховском и Новодеревеньковском районах напротив не обращали внимания на здоровье воспитанников - детей принимали в сад без медицинского заключения. В Дмитровском районе прививки детям делал не врач-педиатр, а местный фельдшер, который не только не имел для этого полномочий, но и не спросил согласия у родителей. В Орловском районе к врачам пришлось обращаться после того, как с ребятами "поработали" воспитатели. По фактам жестокого обращения с детьми возбуждено два уголовных дела.
Благотворительность по договору
Общим практически для всех детских садов области стало одно нарушение - незаконные поборы с родителей. То, что папы и мамы должны оказать детскому саду материальную помощь ради блага своего чада, давно стало нормой. Однако в последнее время незаконную по сути форму благодарности заведующие пытаются узаконить. Делается это при помощи того же устава учреждения. В него вносится соответствующий пункт, согласно которому с родителями заключается договор, далекий от правовых норм.
Подобная практика широко распространена в детских садах Ливенского, Кромского, Покровского, Знаменского, Болховского, Орловского и Советского районов. Там родителей обязывают оказывать "экономическую, материальную и финансовую помощь" учреждению. В Орловском районе узаконивание поборов вообще велось с юридическим изыском. Например, заведующие включали в договор такие строки, как "оказание родителями содействия в развитии материально-технической базы учреждения для полноценного воспитания детей". Или такие, как "приобретение по рекомендации воспитателя необходимого набора материалов для проведения различных занятий с детьми".
По словам заведующих, все упирается в хроническое недофинансирование со стороны местных властей, а те сетуют на дефицит бюджета. Но при чем тут дети, которых сразу отчисляют из детского сада за невыполнение условий заведомо надувательского договора? Причем делается это в одностороннем порядке, и обжаловать решение администрации родители могут только в суде.
P.S.
По итогам проверки исполнения законодательства о несовершеннолетних прокурорами районов внесено 162 представления и 207 протестов, возбуждены 34 дела об административном правонарушении, предостережены 28 должностных лиц, 20 лиц привлечены к дисциплинарной ответственности, возбуждено два уголовных дела.