Сегодня региональным правительством принято решение принципиально изменить систему финансирования сельского хозяйства. Теперь бюджетная поддержка гарантирована всем предприятиям, включая потенциальных банкротов. О том, как это повлияет на ситуацию в отрасли, и о других вопросах жизни села наш разговор на "Деловом завтраке" в Сибирском представительстве "РГ" в Омске с министром сельского хозяйства и продовольствия Омской области Николаем Гущей.
Росийская газета: Николай Иванович, в чем суть нового порядка?
Николай Гуща: Изменились подходы. Если раньше мы, как говорится, раздавали всем сестрам по серьгам, то теперь бюджетную поддержку получают хозяйства, которые используют государственные средства максимально эффективно. Благодаря этому у нас появилась возможность субсидировать даже предприятия, которые подвергаются процедуре банкротства. Именно им, чтобы продержаться на плаву, как раз и требуется "спасательный круг". Это вполне в рамках действующего законодательства - имея финансовую "подпитку", хозяйство еще может восстановить производство. Кстати, опыт такой адресной поддержки в регионе есть, и достаточно успешный: за последние два года количество экономически устойчивых хозяйств удвоилось.
РГ: А какую ответственность несут хозяйства?
Гуща: Они должны постоянно увеличивать производство продукции и ее реализацию. Вовремя вносить все налоги и не иметь задолженности по внебюджетным платежам, а также ежегодно поднимать зарплату на 25 процентов. Кстати, к концу этого года средняя заработная плата сельчан вырастет с сегодняшних пяти тысяч шестисот рублей до девяти тысяч в декабре - такая стоит задача. Сделать это можно только за счет роста производительности труда. А его, в свою очередь, невозможно обеспечить без внедрения новейших ресурсосберегающих технологий, в которые тоже необходимо вкладывать средства. Такая вот зависимость выстраивается.
Экономить - значит, разумно распоряжаться всем экономическим потенциалом хозяйства. Сегодня агронаука дает руководителям массу возможностей. В растениеводстве, например, это универсальные посевные комплексы, в животноводстве - беспривязное содержание скота. В области уже полтора десятка хозяйств применяют подобные инновации и получают миллионные прибыли. Осенью вступит в строй первая очередь мегафермы на семьсот пятьдесят коров в Марьяновском районе. Это предприятие ХХI века - без молокопроводов и доярок с флягами. Процесс содержания полностью компьютеризирован. Подсчитано, многомиллионные затраты на строительство комплекса окупятся через три-четыре года.
РГ: Подобная модернизация всем доступна?
Гуща: Конечно, не всем, да такая задача и не ставится. На севере области, к примеру, невозможно получать такие высокие урожаи зерновых, как на юге региона. Но север возьмет другим. Уже сейчас здесь осваиваются выращивание и переработка льна. Думаю, в этих краях наиболее перспективны малые формы - фермерские и личные подсобные хозяйства. Но только и их развивать надо. Скажем, держать на подворье не одну буренку, а четыре-пять. Доить и кормить их не дедовским ручным способом, а применять малую механизацию. Иначе не набрать тех объемов продукции, которые принесут прибыль. Рядом с мелкотоварным производством самое место различного рода кооперативам - по заготовке кормов, закупочным, перерабатывающим, транспортным.
РГ: Правовые вопросы, судя по обращениям наших читателей-сельчан, вообще одни из самых сложных. Почему?
Гуща: Уж слишком радикальные изменения произошли на селе. Несколько поколений сельских жителей работали в больших коллективных хозяйствах - совхозах, колхозах. Теперь на их месте образовались акционерные общества. Это совершенно иная форма собственности. Людям не хватает элементарных знаний, профессиональной подготовки. Да и действующее законодательство несовершенно. Тот же земельный вопрос. Сельчане получили свои паи, а что с ними делать, толком не знают. Сроки оформления участков в собственность постоянно продлеваются. Тем временем предприимчивые люди скупают паи за бесценок, выводят их из категории земель сельхозназначения, и все - человек, который всю жизнь работал на земле, остается фактически без средств к существованию. Сейчас специалисты министерства разрабатывают предложения по изменению этого положения законодательства, которые мы направим депутатам Государственной Думы. Не меньше вопросов вызывает и трудовое законодательство. В частности, сельчанину работа на личном подворье не засчитывается в трудовой стаж. Он ущемлен по всем статьям социальной защиты - начислению пенсии, медицинскому страхованию. Это несправедливо. Считаю, что в этой части законодательство тоже должно измениться.
РГ: Омичка Вера Митрофанова спрашивает, почему на прилавках магазинов много привозного молока и мяса. Мы себя не обеспечиваем?
Гуща: Так проявляют себя законы свободной рыночной торговли. На самом деле омское село не только сполна снабжает область, но, точно так же как и другие, вывозит продукцию за пределы региона. Приведу только несколько цифр. По итогам прошлого года наши предприятия произвели сельхозпродукции на 47 миллиардов рублей, вывезли - более чем на 22 миллиарда. Продукты с омской маркой можно встретить от Москвы до Дальнего Востока. Это нормальный рыночный обмен. Другое дело, что этот процесс должен быть еще более агрессивным: потребительский рынок необходимо постоянно расширять, настойчиво заявлять о себе. Действовать так, чтобы не осталось места контрафактной продукции, вытеснять дешевый и некачественный импорт. Вот почему так жестко стоит сегодня вопрос об увеличении производства молока. На это региональное правительство не жалеет средств. Только в этом году на развитие сети молокоприемных пунктов и поддержку товаропроизводителей из областной казны будет направлено более двухсот миллионов рублей.
РГ: Мы сдаем молоко по шесть рублей за литр, а в магазинах оно уже продается по двадцать восемь рублей. Почему?- спрашивает Ольга Мищенко из Щербакульского района.
Гуща: Потому что на пути от коровы до прилавка слишком много посредников, и каждый хочет заработать. Конечно, этот порядок необходимо менять. Надо максимально приблизить потребителя к сырьевой базе. Поэтому мы намерены поощрять тех предпринимателей, которые будут открывать в районах мини-заводы по переработке молока. По нашим расчетам, это вдвое снизит стоимость готового продукта.
РГ: Житель Горьковского района Сергей Куликов спрашивает, что нужно для того, чтобы стать предпринимателем?
Гуща: Это очень тонкое дело, и нельзя за него браться очертя голову. Прежде всего, надо четко поставить цель, взвесить все "за" и "против". Сегодня в каждом районе работают штатные консультанты министерства. Они подскажут, как действовать, помогут с оформлением бумаг, проконсультируют по юридическим вопросам.
РГ: Сын - пятикурсник аграрного университета сомневается, стоит ли возвращаться в село?- спрашивает Василий Первухин из Горьковского района.
Гуща: Думаю, стоит. Сейчас в регионе действует программа поддержки молодых специалистов. Только за последние два года более семисот сельских семей улучшили жилищные условия. Построено свыше пятисот домов усадебного типа, приобретено около ста тридцати квартир. Многие хозяйства выплачивают молодым специалистам "подъемные" - деньги на обустройство. Да и работа становится интересней. Пусть не так скоро, как хотелось бы, но современные технологии приходят в село. А кому с ними работать, как не молодым? Хотя, надо признаться, кадровая проблема остается одной из самых сложных. Ежегодно в село приезжают четыреста выпускников вузов, и только половина приходит непосредственно на производство. Кстати, кадровики отмечают пробелы в подготовке молодых специалистов: далеко не все способны работать в быстро меняющихся рыночных условиях. Очевидно, что образовательный процесс тоже нуждается в обновлении. На мой взгляд, в учебную программу вузов необходимо вернуть производственную практику, а училища обеспечить современной техникой. Сегодня министерство вплотную занимается этими проблемами: убеждаем руководителей хозяйств заключать договоры с учебными заведениями на целевую подготовку специалистов, обеспечивать им производственную практику, вкладывать средства в оснащение лабораторий и обновление учебного оборудования. Эти вложения в человеческий капитал позже возвращаются сторицей. Еще я глубоко убежден, что селу нужны не просто технари, а люди, у которых есть внутренняя потребность посвятить себя жизни в селе. Этот аспект тоже должен стать неотъемлемой частью подготовки будущего специалиста.