Двухметровая скульптура установлена у дома на улице Фрунзе, где прошли юные годы великой актрисы и которая скоро, возможно, будет названа ее именем.
"Муля, не нервируй меня!" - эта фраза из фильма "Подкидыш", ставшего известным благодаря тому, что в нем сыграла Фаина Георгиевна, преследовала ее всю жизнь. Даже Леонид Брежнев, вручая актрисе в Кремле орден Ленина, не удержался: "Муля, не нервируй меня!". Не смогла стерпеть и Раневская: "Меня так называют только невоспитанные уличные мальчишки!" - парировала она. На что генсек улыбнулся и протянул: "Я просто люблю вас".
Популярности образа Ляли могла бы сейчас позавидовать любая голливудская звезда. Раневская же этой своей роли не любила.
- Она вообще была очень скромным и самокритичным человеком, - вспоминает народный артист России Евгений Стеблов, близко знавший Раневскую и игравший с ней на одной сцене. - Написала мемуары и сожгла их. А когда Кончаловский предложил сделать о ней документальную картину, хихикнула: "Я еще не настолько выжила из ума, чтобы снимать фильмы о себе". Что же касается роли Ляли, то она ее по-настоящему измучила. Фаина Георгиевна не могла спокойно пройти по улице, чтобы не услышать вдогонку крик: "Муля!". Думаю, она бы очень смеялась, если бы узнала, что ей поставили памятник, да еще и в образе Ляли.
Но так случилось, что именно такой актрису увидел ростовский скульптор Давид Бегалов. Ведь это самая узнаваемая Фаина Раневская.
Памятник установили рядом с ее домом номер 12, неподалеку от огромного каштана. Как утверждают местные жители, он - ровесник Фани. За несколько часов до открытия вокруг укутанной в ткань скульптуры уже собралась толпа горожан. Из-за железных решетчатых ворот выглядывали загримированные артисты, неподалеку играл оркестр. Как только памятник торжественно открыли, у ног стоящей под зонтиком Ляли выросла целая гора цветов.
К январю будущего года местные власти обещают открыть музей в доме, где Раневская провела свою юность. Там пока еще живут люди, но, по словам мэра Таганрога Николая Федянина, в течение месяца их планируют отселить и начать работы по укреплению фундамента.
- Мы не имеем права нарушать ни один элемент во внешнем облике здания, поэтому работа предстоит кропотливая, - заметил он.
Помочь с созданием домика Раневской вызвались Московский театральный музей имени Вахрушина и местная гимназия, где она училась.
В этот же день в Таганроге открыли международный театральный фестиваль имени Фаины Георгиевны под названием "Великая провинция". К слову, сейчас уже немногие знают, что настоящее отчество Раневской было Григорьевна.
- Когда ее хоронили, присутствовавшие на церемонии чиновники все, как один, называли ее Фаиной Григорьевной - так, как было записано в документах. Но она всегда просила называть ее Георгиевной, - вспоминает Евгений Стеблов, ставший президентом фестиваля.
На вечере воспоминаний поклонники таланта актрисы узнали, что она много чего боялась: высоты, падения в оркестровую яму, в одиночку переходить через дорогу, но всегда оставалась очень ироничным по отношению к себе и к жизни человеком.
- Однажды, уже будучи в преклонном возрасте, она потеряла свою сумочку, в которой были очки и текст роли, - продолжает Стеблов. - Очень расстроилась, но вскоре пропажа нашлась - сумочку Раневская забыла дома, у лифта. Она так и стояла там, пока ее не нашла ассистентка. Увидев сумочку, Раневская разволновалась и, как бы оправдываясь, произнесла: "Вы должны понять, что для женщины сумка - это часть тела!"
Таганрогские зрители первыми увидели неизвестный фильм, в котором сыграла Фаина Георгиевна. "Родные берега" режиссера Николая Садковича и Владимира Брауна состоят из двух новелл. Они были сняты в эвакуации, в Ташкенте в 1943-м году и никогда не выходили на экран. Сергей Орлов, обнаруживший киноленту, предположил, что ее оставили на полке, потому что там нет ни одного упоминания Сталина. Правда это или нет, сейчас определить трудно. Раневская сыграла главную роль в первой новелле под названием "Три гвардейца". Там она директор музея, помогает советским солдатам отбить атаку немцев и дождаться прихода своих. На последних секундах актриса произносит строки из "Молитвы" Анны Ахматовой: "Я молюсь, чтобы туча над темной Россией стала облаком в славе лучей" - слова, которые еще долго будут актуальными, как и творчество самой Фаины Раневской.