"Россия вернулась в стадию света", - такими словами встретил своего российского коллегу Владимира Путина премьер-министр Франции Франсуа Фийон, добавив, что Париж хотел бы видеть Россию сильной, процветающей и, главное, - демократической.
И в этом Франция готова России помочь. По крайней мере, в экономическом аспекте - Париж собирается посодействовать скорейшему вступлению России в ВТО.
Путин-премьер фактически продолжает дело Путина-президента. Пожалуй, впервые глава российского кабинета министров будет обсуждать размещение ПРО США в Европе. До этого премьеры, как правило, решали исключительно экономические вопросы, предпочитая дистанцироваться от политических проблем.
Но только не премьер Путин. Он и в Париж едет по приглашению лидера Франции Николя Саркози, которое тот сделал еще в бытность Путина президентом России, в октябре прошлого года в Москве. Вчера же Путин поехал во Францию и к Саркози на ужин. Это и повод познакомиться с новой супругой Саркози моделью Карлой Бруни. Традиционно с ним отправились глава Роскосмоса Анатолий Перминов, генеральный директор компании "Сухой" Михаил Погосян, президент "АвтоВАЗа" Борис Алешин и глава государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности" (ВЭБ) Владимир Дмитриев.
Как известно, уже через месяц - с 1 июля - Франция будет председательствовать в ЕС всю вторую половину 2008 года. Действие базового Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС истекло в декабре 2007 года, однако Москве и Брюсселю так и не удавалось начать переговоры по новому соглашению - их блокировала Польша, а затем Литва. Но сейчас ситуация нормализовалась. Совет министров иностранных дел ЕС 26 мая без обсуждения утвердил мандат на переговоры о новом базовом соглашении ЕС-Россия. Так что первые раунды переговоров по этому документу с ЕС придутся как раз на период председательства Франции.
Отношения России и Евросоюза, в том числе процесс подготовки к переговорам по новому базовому Соглашению о партнерстве и сотрудничестве (СПС) и саммиту Россия-ЕС, который пройдет 26-27 июня в Ханты-Мансийске, были ключевыми темами повестки переговоров премьер-министра Владимира Путина и с французским премьер-министром Франсуа Фийоном, и с президентом Николя Саркози. Речь шла и о перспективах продвижения к безвизовому режиму взаимных поездок граждан России и стран ЕС. Кстати, следующий саммит РФ-ЕС должен состояться уже на территории Франции как страны - председателя в Евросоюзе.
Но не обошлось и без обсуждения отношений России и НАТО, в том числе в контексте возможного предоставления плана для членства в альянсе Грузии и Украины, проблематики ДОВСЕ, а также размещения ПРО США в Европе.
Впрочем, помимо решения политических проблем Путин приехал обсудить и экономические вопросы. Москва и Париж уже не первый год сотрудничают в высокотехнологичных сферах - космосе, атомной энергетике, авиа- и автомобилестроении. Теперь французские компании смогут принять участие и в строительстве олимпийских объектов в Сочи.
Однако и проблем немало. Россию не удовлетворяет структура экспорта, в которой 85 процентов приходится на поставки продукции ТЭК. Хотя товарооборот между двумя странами за последние пять лет увеличился практически в три раза и составил в 2007 году 16,4 миллиарда долларов.
Российские инвесторы охотно завоевывают место на французском рынке. Впрочем, как и французы: французские инвестиции в российскую экономику, которые в 2006 году составили около 3 миллиардов долларов, в 2007 году выросли до 6,7 миллиарда долларов.
Авиационное сотрудничество, хотя и растянулось на пять лет, идет по плану. Во всяком случае совместная программа европейского концерна EADS с Объединенной авиастроительной корпорацией (ОАК) по созданию регионального российского самолета Sukhoi Superjet-100 подошла к финалу - 19 мая состоялся первый испытательный полет.
Впрочем, не только самолеты интересны россиянам и французам. У"Газпрома" и французской газовой компании Gaz de France "большие планы по газообменным операциям, в сфере работ по сжиженному природному газу и по обмену активами".
"Горячую" тему вступления Грузии и Украины в НАТО, которое накануне фактически поддержал Николя Саркози, премьеры вчера не обсуждали. Зато о ценах на нефть все же успели поговорить.
- Цены на нефть не Россия же определяет, а рынок, - даже удивился Путин и мечтательно произнес. - Если бы Россия определяла цены на нефть, мы бы с вами договорились.
Французы замерли.
- Но это, к сожалению, не так, - многозначительно произнес глава российского правительства и, сделав паузу, добавил. - Пока.
Французы не удержались и вновь напомнили Владимиру Путину о несоблюдении прав человека в России. Французский журналист даже удивился тому, что местные чиновники больше не критикуют Путина за это. Глава российского кабинета внимательно слушал вопрос и улыбался, явно готовя достойный ответ. Так и случилось. Он, конечно, напомнил, что вопросы такого плана относятся к деятельности президента, а не премьера, который занимается экономическими темами.
- Я считаю, что страхи по поводу отсутствия в России прав человека сильно преувеличены, - заметил Путин и неожиданно пошел в наступление. Он напомнил, что проблемы с соблюдением прав человека есть в любой стране.
- Возьмите французскую тюрьму, - тут же предложил глава российского кабинета. - Давайте там поковыряемся.
Французы ковыряться явно были не готовы. А Путин уже ответил, что и там много проблем. В России же, по его мнению, все говорит о том, что страна активно движется к гражданскому обществу.
- Никакого поворота нет, - многозначительно добавил его французский коллега Франсуа Фийон. - Франция ведет этот диалог давно. Но теперь из Парижа увидели: Россия становится современной страной, встала на путь рыночной экономики, что укрепит демократические процессы.