Что нужно сегодняшнему телезрителю, "перекормленному" всевозможными ток-шоу, уставшему от экранного негатива и бесконечного парада звезд? Может быть, люди соскучились по простым житейским сюжетам, рассказам о тех, кто живет где-то неподалеку - на соседней улице, в доме напротив?
Быть ближе к человеку - так можно определить "вещательную концепцию" телерадиокомпании "Мир Белогорья". О том, как работается в формате общественного(или семейного) телевидения, рассказал на "деловом завтраке" в Черноземном представительстве "Российской газеты" генеральный директор компании Николай Маликов.
Российская газета: Николай Викторович, так уж совпало, что наша беседа проходит в юбилейные дни - исполнилось три года с того момента, как "Мир Белогорья" появился в телеэфире. Дата не круглая, но некоторые итоги можно подвести. Что удалось создать за это время, с какими результатами подошли к нынешнему промежуточному рубежу?
Николай Маликов: Главное - нам удалось создать профессиональную команду. Белгород - город не самый большой, собрать воедино коллектив талантливых сотрудников - журналистов, редакторов, технических работников - не очень-то просто. У нас, считаю, это получилось.
Удалось выстроить телесеть, наладить вещание на территории всей области. Нас смотрят даже в приграничных населенных пунктах соседней Украины. На территории региона действует шесть полноценных корпунктов. Причем все они включены в единое пространство. Благодаря оптоволоконным линиям связи "картинка" оттуда может передаваться в эфир практически в режиме реального времени: событие еще не завершилось - а мы уже получили материал для сюжета. Такая технология работы - наше ноу-хау, примеров подобной работы других региональных телекомпаний я привести не могу.
Сегодня мы выпускаем в эфир 46 программ самой разной направленности - согласитесь, не мало. А в этом году начали осваивать и радиоэфир. Пока радиовещание ограничено областным центром и рядом районов, но за ближайшие полгода планируем "накрыть" всю Белгородчину.
РГ: Вы называете "Мир Белогорья" общественным телевидением. А что вкладываете в это понятие?
Маликов: Общественное телевидение - это телевидение для человека. Это - рассказ о понятных и близких ему проблемах. Причем не просто "рассказ ради рассказа". Телезритель - и герой, и участник событий - мы ведем диалог с ним, стараемся в чем-то помочь, затронуть какие-то душевные струны. Для нас очень важна обратная связь.
Приведу пример. Цикл передач "Островок надежды" был посвящен детям, оставшимся без попечения родителей. Мы показали 26 ребят, немного рассказали о них. И 20 детей уже усыновили!
Звонки, письма, электронные сообщения - все это может стать поводом для новостного сюжета или передачи. Бывает очень приятно, когда журналист сам находит неожиданный поворот проблемы. Например, многим запомнился сюжет о сельских педагогах: была затронута проблема острой нехватки учителей-мужчин. Вроде бы никаких открытий. Но автор сумел найти подход к теме: когда журналист показал, что в сельской школе мальчишки на уроках труда вяжут на спицах, плетут макраме - вместо того, чтобы осваивать мужские ремесла - это произвело впечатление, заставило задуматься. И - убежден - не только "рядовых" зрителей, но и власти. Да не просто задуматься, а начать поиск решения проблемы.
РГ: Давайте поговорим о взаимодействии СМИ и власти. Учредитель вашей телерадиокомпании - областная администрация. Понятно, что это накладывает на вас определенные обязательства. В чем они выражаются?
Маликов: Безусловно, мы рассказываем о деятельности областного руководства, информируем нашего зрителя о тех шагах, что предпринимаются в регионе. Подчеркиваю - именно информируем, доносим суть тех или иных решений. Это не значит, что телекомпания проводит политику "всеобщего одобрямса". Да это и не нужно. Власть не нуждается в похвалах - я цитирую высказывание губернатора области. Наша задача - дать объективную картину жизни области. Наш регион, как известно, по социально-экономическим показателям выглядит весьма достойно. И мы рассказываем о том, что уже сделано, что предстоит сделать. Но при этом не замалчиваем проблемы, требующие вмешательства власти. И реакция следует конструктивная и действенная. Если кто-то из чиновников недоработал, что-то "просмотрел"- говорим открыто. В этом смысле очень важно, что наши корреспондентские пункты действуют в райцентрах, что позволяет всегда оперативно реагировать на, казалось бы, незначительные, но на самом деле важные проблемы жителей области. Где-то в сельский магазин хлеб не завозят, где-то разрушен и не восстанавливается мост - съемочная бригада приезжает и работает на месте, встречается с людьми, задает вопросы ответственным лицам… И выясняется - все эти вопросы можно решить на местах. И они решаются.
РГ: Получается, что иногда телекомпания выступает в качестве своего рода "скорой помощи" для населения региона. Но ведь этим возможности телевидения не ограничиваются, да и спектр зрительских интересов более широк…
Маликов: Безусловно, телевидение работает для зрителя, и мы предлагаем ему передачи самой разной тематики. Могу сказать, что он никогда не увидит на нашей "кнопке": не увидит ни бездумных ток-шоу, ни насилия, ни "желтизны". К сожалению, подобной продукции на телевидении сегодня более чем достаточно. Но, по моему убеждению, люди устали от подобного вала "чернухи", когда после иной передачи и жить не захочется. Мы же хотим, чтобы после просмотра продукции "Мира Белогорья" становилось тепло. Мы ведь не случайно позиционируем себя еще и как семейное телевидение: наши программы можно смотреть всей семьей, с детьми, не опасаясь, что какой-нибудь "лихой" сюжет травмирует психику ребенка.
РГ: То есть вы - за телевидение "для души".
Маликов: Для души и для ума. И поверьте, такое телевидение интересно зрителю. Ему хочется увидеть и услышать о том, что знакомо и близко. Скажем, большой популярностью пользуется наш цикл "Земляки". Вот прошла передача "Прошлый век глазами Александры Сергеевны". Что, казалось бы, проще: деревенская старушка рассказывает о свой нелегкой судьбе, показывает работу за старинным ткацким станком, поет любимые песни. И судьба обычная - никаких подвигов, громких событий. А рассказывает так, что от экрана не оторваться, хочется пересматривать еще и еще…
Или возьмем проект "Летопись Белогорья". Все началось с моей поездки в подмосковный Красногорск, где хранился киноархив Белгородской области - съемки, начиная с 1943 года! Рассказал о результатах поездки губернатору, попросил помочь, выкупить эти пленки - и они оказались у нас. Область получила уникальные видеосвидетельства своей истории. Конечно, многое пришлось восстанавливать, приспосабливать к современному телевизионному формату. И теперь мы это показываем на своем канале, получаем массу благодарных отзывов за эту передачу. На одной из пленок снят простой сюжет: семья рабочего-сварщика - муж, жена и ребенок - въезжает в новую квартиру. Время съемки - 1954-й год. И что бы вы думали: спустя полвека нашелся мальчишка - конечно, уже пожилой человек, - который попал в том далеком году в объектив телекамеры. Пригласили его в студию, он увидел на экране себя, своих молодых родителей…
Вообще мы уделяем большое внимание краеведческим материалам. Показываем своего рода видеооткрытки - зарисовки, рассказывающие об истории края: предельно кратко и информативно. Они ориентированы во многом на подрастающее поколение. Хотелось бы, чтобы им запоминались не рекламные сюжеты, а события нашей истории.
РГ: Ваши последние слова перекликаются с вопросом нашей читательницы из города Строитель Анны Семенюк: она спрашивает, будет ли уделять "Мир Белогорья" внимание образовательным программам?
Маликов: В нашей сетке вещания есть программы такого рода - телевизионные уроки иностранных языков. Но на этом мы останавливаться не собираемся: в рамках проекта "Большая перемена" будут выходить передачи образовательного характера. Пока проект - в разработке.
РГ: Студенты факультета журналистики попросили вас рассказать о только что открытой молодежной студии. Что планируется выпускать под ее крылом? И как туда попасть?
Маликов: Молодежная студия сегодня - самый "свежий" наш проект. Она полностью готова к работе - есть оборудование, руководитель. Какой она будет - подскажет сама молодежь. Мы рассчитываем, что сюда придут парни и девушки со своими идеями, со своими предложениями, сценариями, набросками. Двери открыты для всех. Понятно, что будет существовать строгий творческий отбор, будут поддержаны наиболее интересные и креативные проекты. Приходите, дерзайте!
РГ: Три года вы в эфире. А что ждать зрителю, скажем, еще три года спустя?
Маликов: Что касается технической стороны дела, то сегодня много говорят о цифровом вещании, его концепция разрабатывается на самом высоком уровне. Надеюсь, для решения этого вопроса потребуется не три года, а гораздо меньший срок. Мы же готовы перейти на этот вид вещания хоть сегодня - все технические возможности для этого есть. Еще нам хотелось бы обзавестись передвижной телевизионной станцией для прямых трансляций из любой точки области: можно будет передавать в прямом эфире, скажем, спортивные состязания или другие зрелищные мероприятия. Задумываемся и о вещании через спутник - тогда нас смогут принимать далеко за пределами региона.
Немало и творческих задач. Выделю одну: готовы серьезно заняться документалистикой. Документальные фильмы сегодня вызывают большой интерес, а у нас, как я уже говорил, немало талантливых людей, способных создавать их на самом высоком уровне.