В ближайшие три года в Ростовской агломерации будет построено 4,7 миллиона квадратных метров жилья. Такую перспективу озвучил министр территориального развития, архитектуры и градостроительства области Владимир Киргинцев.
Объединение российских мегаполисов и городов-спутников в агломерации началось с подачи федерального министерства регионального развития. Разработчики проекта поясняли, что пересмотр существовавшей раньше практики территориального планирования позволит снять инфраструктурные ограничения, которые мешают дальнейшему развитию городов-милионников и тормозят приток инвестиций.
В Ростовскую агломерацию, самую крупную в регионе, входят пять городских округов - донская столица и ее ближайшие соседи: Батайск, Азов, Новочеркасск и Таганрог, а также семь муниципальных районов: Неклиновский, Родионово-Несветайский, Мясниковский, Азовский, Кагальницкий, Аксайский и Октябрьский сельский. На ее территории сконцентрирована львиная доля донской экономики и почти половина населения области.
Схема города-гиганта уже готова. По словам Киргинцева, ее разрабатывал Санкт-Петербургский институт урбанистики.
- Основной планировочной осью этой агломерации является река Дон в своем нижнем течении и Таганрогский залив Азовского моря, - уточнил он.
Областная столица, через которую проходит четыре сухопутных и один водный транспортный коридор, со спутниками Батайском, Аксаем и Чалтырем образует так называемый Большой Ростов. В нем проживает 1 200 тысяч человек. Вокруг него - пояс получасовой транспортной доступности, куда попали Таганрог, Новочеркасск и Азов, с населением около 550 тысяч жителей.
- Очень важно, что все территории, вошедшие в состав агломерации, будут развиваться по единой концепции. Это касается как инженерных коммуникаций и транспортных развязок, так и архитектурных решений, - отметил Киргинцев. - Сейчас, к примеру, при планировании дальнейшего развития системы водоснабжения учитываются нагрузки всех городов в рамках агломерации. То же самое касается и остальной инфраструктуры. Кстати, если в этом году мы планируем ввести порядка двух миллионов квадратных метров жилья, то около 70 процентов этого объема будет введено именно в Ростовской агломерации, в том числе один миллион в самом Ростове. В результате люди получат более комфортные условия для жизни, работы и отдыха, а бизнес - возможности для развития.
В перспективе Большой Ростов должен стать базовым центром размещения общенациональных штаб-квартир и логистических центров, связывающих Юг России с глобальным рынком, его финансами и технологиями. Так как через Ростов проходит пять международных транспортных коридоров: четыре сухопутных и один водный, перспективы экономического развития Ростовской агломерации специалисты также связывают с формированием на ее территории крупного транспортного узла.
Однако одним супергородом в Ростовской области дело не обойдется. В будущем здесь появятся еще несколько агломераций поменьше. Схемы территориального планирования наиболее перспективных - Донбасской, которая объединит шахтерские города, и Волгодонской сейчас разрабатываются.